Сергей Светлаков, актер, участник жюри шоу «ТАНЦЫ» (ТНТ):
— Может быть, я странный человек, но в школе я обожал алгебру и геометрию: ездил на все олимпиады, и иногда даже выигрывал призы. При этом ненавидел физику, хотя мне очень нравился наш преподаватель – Тамара Сергеевна была замечательным педагогом! Но сам предмет я все равно недолюбливал. Так бывает.
По замечаниям у меня был стандартный набор – весь дневник в записях: «Плевался пшеном! Родителей в школу!», «Разговаривал на уроках» или «Спорил с учителем». Подкладывание кнопок, натирание доски маслом – все было, без этого никак. Все, что показывали в «Ералаше», присутствовало в моей школьной жизни. У меня был образ хулигана, который хочет все скорее попробовать. Из-за этого я попадал в не очень хорошие ситуации – не хотелось мне быть прилежным мальчиком. Наверное, время такое было – приходилось быть немного плохишом.
Александр Незлобин, актер, шоу Comedy Club (ТНТ):
— В школе у меня были любимые учителя, но на их предметах это никак не отражалось. Учился я плохо: учителя, которые меня не любили, ставили плохие оценки, а которые любили – ставили то, что я заслужил… Но 80% педагогов относились ко мне очень хорошо, и я был с ними в добрых отношениях. Конечно, я не всегда делал домашние задания, из-за этого мне часто снижали оценки, вот так и учился – с тройки на четверку. Но по физкультуре, конечно, у меня всегда было отлично! Еще я очень любил литературу, но заниматься ею начал только шесть лет назад.
Помню, как однажды подарил учительнице ручку с петардой – они тогда были большой редкостью. Она очень сильно испугалась. Это была классная руководительница, которая через неделю ушла из нашего класса…
Яна Троянова, актриса, сериал «Ольга» (ТНТ):
— В школе у меня была плохая успеваемость. Мне было неинтересно учиться у тех учителей, которые не привлекали меня как личности. А вот в университете (на философском факультете УрГУ, который Яна закончила, — прим. WD) оценки совсем другие: лекторы были другого уровня, с другим отношением к нам, студентам, и отметки у меня вышли хорошие.
Ну, понятно, что в школе я научилась писать и читать, но праздник под названием День знаний ко мне не имеет никакого отношения. Любимых предметов не было: даже литература не нравилась, потому что преподавалась она убого. Зато я обожала школьный драматический кружок и пела в хоре. Еще ходила в кружки после школы.
Приколы над учителями шли с утра до вечера. Я их раздражала, и все, что мне оставалось делать, это прикалываться над ними. Я с ними зубоскалила, стебала их. Меня даже одна учительница пыталась избить – вывела в туалет и попыталась ударить, настолько я ее вывела из себя. Так что у меня были одни замечания в дневнике и «кол» по поведению.
Постоянно прогуливала уроки: ходила курить за школу, могла спокойно остаться дома спать и не прийти на первые уроки. Со школой не было дружбы, зато она случилась с людьми. Вот и на презентацию сериала «Ольга» на ТНТ в Екатеринбурге пришли мои школьные подруги. Так что все, что было крутого в школе, – мои друзья.
Степан Меньщиков, шоумен, ведущий, экс-участник «Дома-2» (ТНТ):
— Я отвратительно учился в школе. Из предметов любил только физкультуру, а из преподавателей – исключительно тех, кто позволял шалить.
Знаете, в любом классе есть два идиота, которые всех саботируют, срывают уроки, устраивают розыгрыши. Так вот, одним из таких был я, а вторым – мой единственный школьный друг, можно сказать, собрат Денис Шиповалов – он сейчас диджей на радио Jam fm.
Учился я в школе № 3 в Железнодорожном районе Екатеринбурга, напротив еще больница и самолет (сейчас номер школы изменился). Так вот, там рядом есть лодочная станция, на которой мы с Денисом часто тусовались, прогуливая уроки. Брали лодку и катались весь день.
У нас были какие-то странные экспериментальные классы. В 9-м в параллели было три уклона: «А» – физмат, «Б» – гуманитарии, «В» – конченные. Я метался между «Б» и «В». Главное было не попасть к технарям в «А», потому что физику, математику, химию я ненавидел!
Из-за того, что все постоянно прыгали из одной «буквы» в другую, крепких, братских отношений не случилось – учишься то с одними, то с другими.
Ходил я в школу для веселья, потусоваться. Домашку никогда в жизни не делал. Только в институте делал те задания, которые считал полезными и нужными. Зато теперь могу репетировать песни по 5 часов в день, и мне это в кайф.
В школе я любил хулиганить: подкладывал кнопки учителям, дымовые шашки, намыливал доску, прикалывался над одноклассниками. Все сходило мне с рук, максимум – писали в дневнике что-то вроде «грызет на уроках семечки». Однажды учительница по истории в 5-м классе написала в дневнике, что я неправильно пишу свою фамилию – через «щ», а не через «ш». Мы с мамой дома похохотали.
Хотя иногда и до педсоветов доходило. Как-то я написал на парте одно неприличное слово, за которое папу вызвали в школу. Он вернулся и говорит: «Сынок! Слово «говно» пишется через «о»!» Эту профилактическую беседу я запомнил на всю жизнь! Потому что вся наша система среднего образования – гОвно! Самых главных предметов – как общаться, находить общий язык с людьми и зарабатывать деньги для своей семьи – нет!
Владимир Шахрин, группа «ЧАЙФ»:
— В восьмом классе сразу после института к нам в школу пришла молоденькая учительница литературы. И мы решили проверить ее, так сказать, на «прочность». Что бы она ни сказала по поводу какой-нибудь книги, мы доказывали ей обратное. Например, учительница говорила, что Катерина из «Грозы» – сильная личность. А мы ей в ответ: «Нет! Она слабая, безвольная бабенка. А вот Кабаниха с Тихоном – настоящие герои. У них хозяйство большое, они крепко стоят на ногах и знают, чего хотят от жизни. Марфа Игнатьевна и ее сын – это те, на кого стоит равняться!» И все в таком же духе – всю мораль произведений и поступки героев ставили с ног на голову. Наше веселье продолжалось полгода, пока прямо посреди учебного года девушка не уволилась. После этой новости сразу стало как-то грустно и неловко. К счастью, у истории было продолжение. Вскоре после окончания школы я встретил эту учительницу в бассейне. Она там занималась с маленькими детьми. Я, конечно, подбежал к ней, начал говорить: «Простите нас, дураков таких. Мы над вами так зло шутили». А в ответ услышал: «Даже не думайте извиняться. Вы не представляете, как я вам благодарна. За это время я поняла, что школа – это вообще не мое. Лучше я буду учить детей плавать».
Рассказывает Ольга Бельтюкова (Бобкова), директор школы № 36 на улице Малышева, где учился Шахрин:
— Я преподавала у Володи биологию. Класс, где учился Шахрин, был моим первым выпуском. Помню, он очень любил пять предметов: труд, физкультуру, начальную военную подготовку, музыку и биологию. По ним у него самые лучшие оценки.
Володя почему-то считает, что в школе был хулиганом. Но мне так не кажется. Ну, может быть, иногда по-доброму шутил. Я помню Владимира как доброго мальчика, отзывчивого, готового во всем помочь. Хотя, конечно, как и все мальчишки, дурачился иногда. Я учила его, когда сама была еще студенткой, поэтому переживала перед каждым уроком. Вела 5-е, 6-е классы. Я совсем молоденькая была, и многие ученики мне симпатизировали. Думаю, и Владимир тоже, хотя тогда он был тихоней, и это особенно не выражал.
В рамках моего урока мы проводили тематические вечера по защите бездомных животных. Все ученики приносили в школу уличных кошек и собак. На Володе всегда было музыкальное оформление подобных вечеров, он не расставался с гитарой!
У меня на рабочем столе стоит фотография, на которой запечатлены я, Володя Шахрин и Володя Бегунов, тоже мой выпускник.
Андрей Рожков, актер («Шоу Уральские пельмени»):
— Учился я хорошо: на «четыре» и «пять». Любил алгебру, геометрию, черчение, словом, точные науки – это мое. А гуманитарным уделял меньше внимания, они мне давались труднее.
Иногда у меня в дневнике появлялись какие-то замечания, но я уже не вспомню, какие именно, потому что с поведением был порядок. Розыгрышей над учителями не припомню тоже – у нас с ними были хорошие отношения. И все еще есть: мы ходим в гости друг к другу. По возможности я посещаю все встречи выпускников, если не нахожусь на гастролях в другом городе. Вот недавно был в гостях у классного руководителя, учителя по географии Екатерины Никитичны.
Ирина Антоненко, актриса (сериал «Корабль» на СТС, фильм «Золотая клетка»)
Рассказала мама Наталья Антоненко:
Юлия Михалкова актриса («Шоу Уральские пельмени»):
— В школе я выразительно читала стихи, и учителя даже посоветовали поступать в педагогический институт – решили, что из меня получится отличная учительница русского языка и литературы. Я очень много занималась своим развитием – все кружки, секции посещала, во все пионерские лагеря ездила. Мама и бабушка мне многое позволяли и все для меня делали. С детства я мечтала стать артисткой. Мама говорила – ты же интеллигентная, как в артистки пойдешь?
Антон Шипулин, биатлонист, олимпийский чемпион
Рассказывает отец спортсмена Владимир:
— Антон учился середнячком, но лучше, чем его сестра-двойняшка Анна. Мы ставили ей его в пример. Антон у нас больше технарь, а Анна – гуманитарий. Они помогали друг другу, подтаскивали. Доходило даже до того, что брат делает один предмет, а сестра – другой, учились-то в одном классе.
Они очень близки! В школе ходили вместе и защищали друг друга. Антон до 8-го класса был ниже сестры на полголовы, потом догнал. Она у нас более бойкая, сын спокойнее. Несмотря на это, он всегда заступался за слабых и дрался, а Анна разнимала. Антон, в свою очередь, прикрывал ее после шалостей и розыгрышей. Но на родительском собрании нам все равно об этом рассказывали.
В остальном у Антона поведение было хорошее – спорт все-таки дисциплинирует. Нас никогда не вызывали в школу. Может, еще и потому что уважали из-за занятий спортом. Ему очень легко давалась учеба. Он мало времени отводил на домашние задания, делал их быстро, при этом все, что говорили на уроках, схватывал на лету и выдавал хорошие результаты. Экзамены сдал тоже с легкостью. У него и времени-то особо не было: постоянно тренировки, до лыжной базы нужно было на двух автобусах добираться… Хотя он еще пытался ходить в дополнительные кружки при школе: на карате записался, потому что захотел заниматься им, как и их старшая сестра Настя. Походил месяца 2−3 и понял, что не его это.
На некоторые соревнования, где участвует Антон, до сих пор приходят его одноклассники, чтобы поболеть за него. С кем-то он переписывается. Так что, думаю, что класс у них был дружный, а отношения сохранились теплые.
Алена Костерина, ведущая («Полезный вечер», «41-Домашний»):
— Я училась в городе Орске, в школе № 52. Была хорошисткой, хотя точные науки мне не давались: очень хотелось понимать алгебру, геометрию и химию, но, увы, не мое. Зато я их отменно списывала – спасибо однокласснику, который сидел передо мной! (смеется) Но я была прилежной ученицей: ни разу в жизни не прогуляла ни одного урока, всегда делала домашнее задание. Преподаватели понимали, что некоторые предметы мне не даются, и не требовали невозможного. Зато русский язык, литературу, историю я просто обожала, так что без проблем поступила в педагогический институт на филфак, а затем – в театральный.
У нас была прекрасная классная руководительница Галина Константиновна Старостина – она вела математику. Весь класс ее обожал за снисходительность! И она была такой рассеянной, часто витала в облаках: то прическа набекрень съедет, то блузка надета наизнанку… Мальчишки в средних классах шутили над ней: иногда подкладывали тряпку, которой протирают доску, на стул – она потом ходила с белой попой, а пацаны хохотали. Но шутки были незлыми и в старших классах прекратились.
В 1-м классе я была гиперактивным и бойким ребенком – просто ужас! Только пальцем тронь – мне было плевать, идет урок или нет, могла встать и треснуть. Даже родителей вызывали в школу. Еще очень любила болтать, хотя и сидела на первой парте. За это меня ставили в угол или выгоняли из класса. Можно сказать, что половину первого класса я провела в коридоре… Со мной не знали, как бороться! Но потом я приняла правила школы, успокоилась, при этом оставшись бойкой и шабутной. В старших классах меня уже любили все: я состояла в культмассовом секторе – отвечала за праздники, концерты, придумывала поздравления учителям, пела и даже танцы ставила.
Кроме того, что я серьезно относилась к учебе, так еще и ходила на дополнительные кружки. Попробовала вокал – не мое, кройка и шитье – тоже. Зато силовые тренировки помогали направить энергию в нужное русло, и два года я занималась легкой атлетикой, а три – дзюдо. Но когда нужно было защищать мастера спорта, я с головой погрузилась во вступительные экзамены в институт.
Мой муж каждый год встречается со своими одноклассниками. Я ему по-доброму завидую – мы со своими еще ни разу не собрались из-за того, что все разбрелись по разным городам и странам. Но на следующий год мы планируем все-таки встретиться – мне очень интересно всех повидать!
Алексей Ванченко, ведущий («Утренний Экспресс», «Четвертый канал»):
— Я – голимый гуманитарий – учился в физико-математической школе, в физико-математическом классе. При этом закончил школу с одной четверткой… по русскому языку! Как меня занесло в такую школу? У нас в городе (г. Шымкент, Южный Казахстан) было две хороших школы: первая – с английским уклоном, а вторая – № 9, моя, она к тому же находилась недалеко от маминой работы.
Учился я по-разному. Себя называю дилетантом широкого профиля – это потому что на выходе из средней школы получил все необходимые знания: раньше преподавали на порядок выше, чем сейчас. У меня врожденная грамотность из-за любви к чтению – срабатывает визуальная память, ну и мама филолог – не давала говорить и писать неправильно. Забавно, что с четверкой так вышло… Просто я не любил заучивать правила.
Дома у нас всегда было много книг, каждую неделю появлялось полтора десятка новых. Наша библиотека насчитывает около 1,5 тысячи книг. Я, кстати, до 7-го класса уроки прогуливал не где-нибудь во дворе, а в читальном зале. Обожал Джека Лондона, Жюля Верна, Томаса Майна Рида.
С ребятами мы хулиганили: помню, брали огромный шарик, наполняли его водой и в самый эпичный момент урока разрезали на задней парте. Вода хлестала, постепенно приближаясь к первым рядам, все, кто не успел убрать ноги, были мокрыми. Еще в начальных классах у нас была учительница по казахскому языку, у нее был огромный шиньон, напоминавший гнездо. Собственно, отсюда и родилась ее кличка Гнездо. Так вот, мы в этом «гнезде» передавали друг другу записки с задних рядов на первые!
При этом у нас был пиетет перед учителями. Буквально вчера вспоминал, что у нас педагог по алгебре и геометрии была не очень приятным человеком, ее никто не любил, при этом все отдавали ей должное как блистательному профессионалу.
Но иногда я препирался с учителями. Например, в 9-м классе мы проходили по химии тему, которую я освоил с первого раза, а остальным она никак не давалась. И учитель каждый урок вызывал меня к доске и просил объяснить ее всем. На третий раз мне это надоело, и, видимо, я повел себя некорректно, потому что меня вызвали к директору. Но директор меня поняла и просто попросила быть толерантнее, ведь педагог уже старенький.
Елизавета Аниховская, «Мисс Екатеринбург – 2016»:
— В школе я училась хорошо, но никогда не была отличницей: и сама списывала, и давала списать одноклассникам. У нас был очень дружный и веселый класс, мы друг друга часто выручали. До сих пор поддерживаем общение, но, к сожалению, видимся редко.
Моими любимыми предметами были литература, изобразительное искусство, обществознание. А вот физику не любила.
С учителями всегда были хорошие отношения. Хотя иногда в дневнике появлялись замечания, например за опоздание на урок после обеденного перерыва. Но родителей никогда не вызывали в школу, поводов не было – я не прогуливала. Максимум, что могла – немного проспать и опоздать.