О ФИЛЬМЕ

«Бен-Гур» – это эпическая история Иуды Бен-Гура – знатного иудея, ложно обвиненного в измене своим названным братом Мессалой, офицером римской армии. Лишенного титула, семьи и любимой женщины Иуду Бен-Гура продают в рабство. Проведя годы на галерах, Иуда возвращается на родину ради мести, а находит искупление.

Идем в кино: "Бен Гур"
Фото
архив пресс-служб

Как создавался фильм?

Когда режиссеру Тимуру Бекмамбетову («Ночной дозор», «Особо опасен») впервые предложили переснять один из самых прославленных фильмов всех времен и народов, он был настроен скептически. «“Бен-Гур” 1959 года – это не просто фильм, а целое явление, оказавшее огромное воздействие на культуру двадцатого столетия, – объясняет он. – Вот почему, когда мне было сделано предложение стать режиссером его «реинкарнации», моей первой мыслью было «ни в коем случае!». К счастью, продюсер Шон Дэниэл убедил меня прочитать сценарий, который оказался чрезвычайно осмысленной историей: там был не только потрясающий экшн, но и яркие, живые герои и глубокая философия. Несмотря на то, что действие разворачивается тысячи лет назад, поступки и эмоции героев знакомы каждому и по-прежнему актуальны».

Схожие опасения испытывал автор сценария Джон Ридли перед тем, как приступить к его написанию. «Самые ярые поклонники фильма 1959 года сочтут святотатством любые попытки покуситься на него; однако они забывают, что эти персонажи существовали за восемьдесят лет до фильма. Как правило, люди помнят только Чарлтона Хестона и сцену скачек, но Иуда Бен-Гур – это многомерный, классический герой. Это человек, с которым несправедливо обошлись, и он жаждет мести и искупления. Именно благодаря таким убедительным характерам как Бен-Гур и Мессала мы вновь и вновь возвращаемся к этим историям. Поэтому я постарался сделать личностный конфликт между бывшими друзьями не менее напряженным и запоминающимся, нежели пресловутые скачки».

«“Бен-Гур” Чарлтона Хестона – один из моих любимых фильмов, – говорит исполнительный продюсер Марк Барнетт. – Это действительно выдающееся зрелище, особенно для той эпохи, когда оно было создано. Однако, как бы много фильм ни значил для меня и других людей, мои собственные дети-подростки о нем даже не слышали. Я почувствовал, что у нас есть гигантская аудитория, готовая к свежему прочтению этой классической истории. Учитывая огромный прогресс, произошедший за эти годы в киноиндустрии, мы можем создать еще более увлекательное зрелище для современного зрителя».

Идем в кино: "Бен Гур"
Фото
архив пресс-служб

Оператор Оливер Вуд (фильмы о Борне) привык работать в реалистичной манере. Одним из новаторских решений стала камера G4. «Такая камера работает как айфон, – объясняет Бекмамбетов. – Благодаря ей вы в каждой сцене ощущаете присутствие здесь и сейчас».

Вдохновляющие его образы Бекмамбетов находил на YouTube. Запись с камер наблюдения попавшего в аварию южнокорейского автобуса помогла кинематографистам убедительно сымитировать столкновение между греческим судном и галерой, а гонки NASCAR – определиться со скоростью, ритмом и интенсивностью гонок колесниц. «Мы старались избавиться от глянцевой искусственности, сделав выбор в пользу аутентичности, – объясняет Бекмамбетов. – Все задействованные в картине приемы съемки уже знакомы современному зрителю. Нам хотелось показывать действие так, как оно воспринимается в жизни; именно поэтому мы искали вдохновение не в классических произведениях живописи, а в инстаграмных (запрещенная в России экстремистская организация) фотографиях и роликах на YouTube».

Благодаря современным техническим средствам, как, к примеру, камера GoPro, Бекмамбетов и Вуд смогли снимать со всех возможных ракурсов. Они даже помещали камеры в песок, чтобы получить грохочущие над ними колесницы. По словам Вуда, ему очень нравится свобода, которую обеспечивают GoPro. «Как правило, всегда есть пространственные ограничения, поскольку нужно установить камеру и дополнительное оборудование и разместить оператора, а GoPro может пролезть куда угодно», – говорит он.

При создании декораций главным принципом для всех была аутентичность. Бекмамбетов и художник-постановщик Наоми Шохан решили, что их Иерусалим будет выглядеть так, будто он высечен из скалистого холма. Для этого как нельзя лучше подошла итальянская Матера, корни которой уходят в третье столетие нашей эры. Многие дома, гостиницы и рестораны этого города были сооружены внутри уже существовавших пещер или вокруг них.

«Мы осматривали разные локации, но влюбились в Матеру, – объясняет продюсер Шон Дэниэл. – Это уникальный и необычайно живописный город, с домами, врезанными в нависающую над ущельем скалу. История города насчитывает пару тысяч лет, и чувствуешь себя там так, словно отступил назад, в прошлое».

Для дворца Гуров была выбрана одна из местных вил, удачно расположенная на вершине холма. «Нам нужна была точка, с которой можно наблюдать за входом римских солдат в Иерусалим, так что мы прочесывали всю Матеру, пока в конце концов не нашли идеальный дом. У него великолепная передняя дверь и вид на очень широкую лестницу, спускающуюся через весь город в ущелье».

Идем в кино: "Бен Гур"
Фото
архив пресс-служб

Интерьеры решено было снимать на легендарной студии Cinecittà, именно там был снят «Бен-Гур» 1959 года и много других величайших картин. На той же студии была сооружена галера. Это сложнейшее предприятие потребовало участия специалиста по спецэффектам. Корабль был построен в виде трех секций: основная галера, секция поменьше, способная накреняться на 50 градусов, чтобы имитировать переворот судна, и третья секция, которая просто свисала с кранов, так что ее можно было погружать в резервуар с водой. Чтобы имитировать волнение океана, был выстроен массивный корабль на системе воздушных подушек. Таран галеры во время морского боя тоже потребовал от кинематографистов больших усилий. Внизу поставили гидравлические системы, чтобы можно было почувствовать силу удара, весла были на пневмоприводах, чтобы можно было регулировать плавность движения каждого из них, т.к. создателям фильма было нужно, чтобы гребцы напрягались достаточно для того, чтобы видны были их мускулы, но все же не до изнеможения.

«Во время работы над этим проектом многие итальянские гримеры, реквизиторы и каскадеры со слезами на глазах говорили мне, что их дедушка или бабушка были задействованы в «Бен-Гуре» 1959 года, – рассказывает Бекмамбетов. – Отец нашего гримера, Луиджи, гримировал самого Чарлтона Хестона; дедушка нашего художника по костюмам также работал на этом фильме, а Иуду на галере стегает кнутом каскадер Джорджо, чей отец стегал Хестона. Вот такая связь времен».

Идем в кино: "Бен Гур"
Фото
архив пресс-служб

Почему фильм стоит посмотреть?

«Если вы никогда не читали Библию, то при просмотре фильма вы получите удовольствие от истории, экшна и приключений, – говорит Дауни. – Если же вы христианин, фильм наполнится для вас гораздо большим смыслом».

««Бен-Гур» не является прямым сообщением о вере, однако дает пищу для размышлений, – объясняет Барнетт. – Послание надежды было частью этой истории с 1880 года, когда Лью Уоллес написал свой роман. Уже рассказанная прежде, эта история заслуживает того, чтобы ее рассказывали вновь и вновь – и этому поколению, и грядущим».

Жанр: исторический экшн, драма Режиссер: Тимур Бекмамбетов

В главных ролях: Джек Хьюстон, Тоби Кеббелл, Морган Фриман, Родриго Санторо, Назанин Бониади

Когда: в кино с 8 сентября 2016

Возрастные ограничения 16+