лучшие фильмы про зомби
Фото
Архивы пресс-служб

В последнее время зомби стали трендом номер один в Северной Америке: суперрейтинговый сериал, высокобюджетный фильм с Брэдом Питтом, множество компьютерных игр, мультфильмы, комиксы, толстые романы, не говоря уже о хэллоуинских костюмах. Во время празднования последнего Дня всех святых участники негласно соревновались, чей костюм ожившего трупа будет более отталкивающим и достоверным. Никаких вампиров, ведьм и прочей нечисти, только зомби, зомби, зомби… Видимо, многажды предсказанное всемирное превращение человечества в ходячих мертвецов начнется с повального увлечения зомби-культурой. Людям просто понравится быть зомби, это же очень удобно – ничего не надо делать, ходишь и жрешь. Так что если на нашем веку и случится зомби-апокалипсис, то десятку лучших фильмов о зомби можно рассматривать и как гид по новым порядкам, и как наглядное пособие по борьбе с живой мертвечиной, ходячими… или как там их еще называют.

«Ночь живых мертвецов»

лучшие фильмы про зомби
«Ночь живых мертвецов»
Фото
Архивы пресс-служб

Джордж Ромеро – зомби-гуру, а «Ночь живых мертвецов» – зомби-библия, создавшая каноны и основные правила игры в жанре. Редчайший случай, когда один фильм стал образцом для всего жанра; в комедии, вестернах или, например, фантастике такое трудно представить. С тех пор как в 1968-м на экраны вышла «Ночь живых мертвецов», все фильмы про зомби (есть пара забавных исключений, которые только подтверждают правило) повторяют ее сюжет: люди пытаются спастись от полчищ оживших мертвецов, жаждущих теплой крови. Количество зомби варьируется в зависимости от бюджета, а способы их убийства – от изобретательности режиссера, но сюжетный канон с 1968 года остается неизменным.

Помимо своего культового статуса снятая по современным меркам на копейки «Ночь живых мертвецов» – просто очень хороший фильм, революционный для своего времени. Зомби из управляемых шаманом вуду мертвецов превратились в массовое бедствие, и это было так неожиданно и смело, что многие компании попросту отказали фильму в прокате. Главный герой – чернокожий (кстати, первый чернокожий герой в американском кино), и это вообще нонсенс, ведь фильм вышел в год, когда застрели Мартина Лютера Кинга. А концовка… (не волнуйтесь, спойлера не будет) придает малобюджетному, узкожанровому, снятому «на коленке» фильму статус радикального высказывания на тему «Пороки современного общества». Браво, мастер!

«28 дней спустя»

лучшие фильмы про зомби
«28 дней спустя»
Фото
Архивы пресс-служб

«28 дней спустя» – яркий пример того, как сюжет о горстке людей против толпы мертвецов изменяется со временем. На смену полусгнившим вялым покойникам 60-х пришли зараженные вирусом ярости агрессивные и очень быстрые зомби 2000-х. Клиповый хлесткий монтаж, подвижная камера, саундтрек, напичканный современной электронной музыкой, – это, конечно, дань рубежу веков. Но главное – за десятилетия, прошедшие с выхода «Ночи живых мертвецов», вырос масштаб пандемии: поле битвы – уже не дом в лесу, в который ломится десяток с небольшим зомби, а целая страна. Утренний Лондон, по которому бредет очнувшийся после комы главный герой, пустые дороги, заброшенные дворцы, одиноко мигающее окно многоэтажки – никогда еще масштабная пандемия не была такой смертельно прекрасной. И интересной, ведь зомбофильмы всегда были удобным плацдармом для режиссерских экспериментов. «28 дней спустя» – один из первых фильмов, полностью снятых на цифровую камеру, к созданию которого приложил руку падкий на новые технологические примочки Энтони Дод Мэнтл. А если еще учесть сценарий писателя Алекса Гарланда и нестандарную внешность Киллиана Мерфи, то получается прямо арт-хаус про зомби.

«Зомби по имени Шон»

лучшие фильмы про зомби
«Зомби по имени Шон»
Фото
Архивы пресс-служб

Девушка бросает парня, потому что друзья и бар для него важнее отношений. Парень с горя напивается, а утром с похмелья не замечает, что вокруг царит зомби-апокалипсис. Так начинается самый изобретательный, смешной и трогательный фильм, в котором присутствуют зомби. «Зомби по имени Шон» – дебют нынешних корифеев юмористического жанра режиссера Эдгара Райта и актеров Саймона Пегга и Ника Фроста. В свое время «Шон» очаровал и примирил поклонников совершенно разных жанров: в одном зале можно было встретить любителей зомби-слэшеров, парочек, пришедших на романтический фильм, и даже пенсионеров, ценителей настоящего английского юмора уровня «Монти Пайтона».

Секрет успеха этого фильма кроется не в сюжете, его почти нет (поняв, что вокруг зомби, Шон и его друг едут забирать маму и девушку Шона, потом баррикадируются в баре; к утру выживут не все), а в точных и сочных деталях. Сцена закидывания зомби пластинками, похмельная проходка по городу, актерская игра в зомби – это смешная, напичканная всякими синефильскими радостями глубокая сатира на современное английское общество. Успех «Зомби по имени Шон» пытались повторить многие, вот только их попытки скрестить зомби с комедией ни к чему не привели. Не хватило, видимо, вкуса и чисто английского чувства такта.

«Обитель зла»

лучшие фильмы про зомби
«Обитель зла»
Фото
Архивы пресс-служб

Эта франшиза попала в этот обзор благодаря не столько качеству, сколько количеству фильмов. 12 лет, пять премьер, неослабевающий интерес зрителей – удивительно, но у руля проекта «Обитель зла» все это время находился один и тот же человек, Пол Уильям Скотт Андерсон, точнее, он и его жена. Проверенный временем творческий союз режиссера Пола Андерсона и актрисы Миллы Йовович – наглядное подтверждение того, что иногда можно смешивать работу и личную жизнь. Этим двоим прекрасно удается состоять в браке, воспитывать дочь и регулярно радовать нас забойными разборками женщины по имени Эллис с корпорацией Umbrellaи толпой бешеных зомби. Пол Андерсон нашел в Милле Йовович идеальную Эллис, которая выглядит как хрупкая девушка, но как только на горизонте появляется зараженный, превращается в беспощадную машину для убийств. И стоит отдать должное актрисе, делает она это весьма убедительно и, простите, обаятельно. Милла Йовович тоже не осталась внакладе: она нашла в Поле Андерсоне идеального режиссера, который годами готов снимать только ее одну, старательно выставляя свет и продумывая экшен так, чтоб она смотрелась в кадре как эстетически безупречная богиня. Хочется пожелать Полу Андерсону и Милле Йовович продолжать их плодотворное сотрудничество и радовать нас новыми задорными, динамичными и бессмысленными сериями франшизы «Обитель зла». Совет да любовь!

«Франкенвини»

лучшие фильмы про зомби
«Франкенвини»
Фото
Архивы пресс-служб

К мультфильму «Франкенвини» прилагается следующая история: в далеком 1984 году никому не известный Тим Бертон работал на студии Disney штатным аниматором и с огромным трудом уговорил руководство выделить ему денег на его собственную короткометражку. Режиссер задумал снять историю о приключениях мальчика, оживившего свою умершую собачку, но «худсовет» студии Disney яро раскритиковал его работу, положил «Франкинвини» на полку и уволил автора с формулировкой «за растрату средств».

Прошли годы, и признанного мастера готических сказок Тима Бертона Disneyпригласил на постановку «Алисы в стране чудес». Бертон справился с задачей на «отлично», фильм собрал в мировом прокате больше миллиарда долларов. И, видимо, чувствуя себя перед Тимом Бертоном в неоплатном долгу, «худсовет» Disneyпредложил ему снять полнометражный монохромный кукольный мультфильм про ожившую собачку, таким образом признав свою неправоту 30-летней давности.

«Смерть ей к лицу»

лучшие фильмы про зомби
«Смерть ей к лицу»
Фото
Архивы пресс-служб

Неожиданно, наверное, видеть в рейтинге фильмов про зомби эту эксцентричную черную комедию Роберта Земекиса, но мы ничего не перепутали. Все каноны зомби-жанра в фильме соблюдены: в «Смерти ей к лицу» разыгрывается классический сюжет: живой человек пытается выжить среди окружающих его ходячих мертвецов. Правда, мертвецов всего двое, зато какие! Мерил Стрип и Голди Хоун блестяще играют постепенно разлагающихся светских львиц, которые «только через свой труп» готовы оставить притязания на руку и сердце скромного пьющего героя Брюса Уиллиса. Вскоре выясняется, что смерть – это не преграда, а каждодневная рутина для двух обворожительных женщин-зомби, смекнувших, что объект их любви нужен им скорее с практической точки зрения. И по законам жанра в финале герой, пройдя через терзания и мучения, находит спасение и успокоение… в могиле. Замечательный фильм, который со временем стал только лучше: не поленитесь, пересмотрите и не пожалеете.

«Рассвет мертвецов»

лучшие фильмы про зомби
«Рассвет мертвецов»
Фото
Архивы пресс-служб

2004 год, обычное утро в обычном американском пригороде, супружеская пара нехотя встает на работу. Заспанный муж идет в ванную и видит в коридоре окровавленную девочку. От крика укушенного мужчины просыпается жена, видит ребенка-монстра, превратившегося в зомби супруга и в ужасе выбегает на улицу. Оказывается, там тоже не безопасно: вокруг все едят друг друга, паника. Жена прыгает в машину и мчит, не разбирая дороги… Открывающая сцена «Рассвета мертвецов» является, на мой взгляд, одной из самых сильных вступительных сцен за всю историю зомби-хорроров. Зомби-пандемия на фоне тихих утренних улочек и зеленых газонов идеального пригорода выглядит жутко и достоверно. А за сцену, в которой камера наблюдает за машиной с высоты птичьего полета, как в первых играх GTA, вообще отдельное спасибо. Это спасибо адресовано режиссеру Заку Снайдеру, эффектно ворвавшемуся в мировой кинематограф и настроенному остаться в нем надолго. «Рассвет мертвецов» – это дебют Снайдера в кино, с головой выдающий клипово-рекламное прошлое режиссера и предсказывающий его будущие «300 спартанцев». Стоит отметить, что фильм Зака Снайдера – это очень тактичный ремейк одноименной ленты 1978 года главного гуру зомби-жанра Джорджа Ромеро: в классическом фильме зомби и супермаркет олицетворяли страх холодной войны, а современные живые мертвецы среди полок с товарами стали приговором нации потребления.

«Добро пожаловать в Zомбилэнд»

лучшие фильмы про зомби
«Добро пожаловать в Zомбилэнд»
Фото
Архивы пресс-служб

Нашествие зомби как аттракцион, история – как свод правил по выживанию среди заразившихся. Главные герои – Таллахасси, Коламбус, Вичита и Литтл Рок – с шутками и прибаутками пытаются добраться до родных городов, чьи названия они взяли в качестве имен. «Добро пожаловать в Zомбилэнд» с его бьющим через край молодежный задором, наивным злоупотреблением титрами и голосом за кадром действительно больше всего напоминает огромный парк развлечений, в котором все направлено на одно: чтобы посетителю было не скучно. Только в таком месте могут органично сосуществовать мерзкое и смешное, экшн и розовые сопли, полусгнившие зомби и Билл Мюррей. Выжить в нем можно, лишь придерживаясь свода правил, составленных Коламбусом: избегай стриптиз-клубов, ищи пути отхода, проверяй задние сиденья, умей радоваться мелочам, стирай носки – вот лишь некоторые пункты, в мирной жизни казавшиеся ничтожными, а с приходом зомби-апокалипсиса ставшие жизненно важными. Почему так? «Добро пожаловать в Zомбилэнд» наглядно, по пунктам это объясняет. А если ты Билл Мюррей, то и у тебя есть шанс спастись: надо очень достоверно изображать зомби, и тогда ходячие мертвецы тебя не тронут. Важно не перестараться, ведь если полностью перевоплотиться, есть шанс, что тебя не отличат от настоящего зомби и пристрелят.

«Война миров Z»

лучшие фильмы про зомби
«Война миров Z»
Фото
Архивы пресс-служб

Есть немало достойных фильмов о зомби, которые могли стоять на месте «Войны миров Z» («Я – легенда», например), но этот проект просто задавил всех конкурентов своей масштабностью и мегаломанскими амбициями. Рекордно неоправданный бюджет, звезда первой величины в главной роли, всепланетный масштаб разрушений и зомби, которые никогда еще не были настолько быстрыми, кровожадными и многочисленными. Затевая «Войну миров Z», продюсеры были настроены крайне серьезно: выкупили права на толстенный одноименный роман, пригласили режиссера, известного склонностью к слезовыжимательству, и выделили огромный бюджет. Насколько масштабный, настолько и нудный фильм «Война миров Z» открывал последний Московский международный кинофестиваль, это было в самом начале летнего сезона. И как бы ни было невыносимо смотреть серьезное, без тени иронии масштабное полотно про стремительное вымирание человечества, авторам «Войны миров Z» чудом удалось свести дебит с кредитом, ведь потом все лето создатели других дорогих проектов пачками глотали валидол, переживая стресс от ничтожных сборов очередного блокбастера. Вывод один: фильмы с участием зомби могут быть разными, но все же они не должны притворяться слезливой скучной мелодрамой о судьбах человечества; с таким бюджетом и размахом им бы взять Билла Мюррея из «Добро пожаловать в Zомбилэнд», и все бы встало на свои места.

«Тепло наших тел»

лучшие фильмы про зомби
«Тепло наших тел»
Фото
Архивы пресс-служб

Редкий пример того, как фильмы про зомби могут смешиваться со сказочными лавстори. Р – типичный зомби, он целыми днями бессмысленно слоняется с себе подобными по заброшенному аэропорту, пока однажды не встречает живую девушку и в его давно умершем организме не начинает пульсировать жизнь. «Холодные сердца, теплые сердца» – так передает смысл фильма его слоган. Для тех, кто не понял: труд сделал из обезьяны человека, а в фильме «Тепло наших тел» любовь превратила в человека ожившего мертвеца. А разница двух… не знаю, как точнее сказать… агрегатных состояний человеческого организма является неожиданным и новаторским препятствием, мешающим двум влюбленным быть вместе. Но в финале окажется, что любовь может преодолеть даже этот барьер, а зомби-Монтекки и люди-Капулетти сплотятся против общего врага.