В последнее время зомби стали трендом номер один в Северной Америке: суперрейтинговый сериал, высокобюджетный фильм с Брэдом Питтом, множество компьютерных игр, мультфильмы, комиксы, толстые романы, не говоря уже о хэллоуинских костюмах. Во время празднования последнего Дня всех святых участники негласно соревновались, чей костюм ожившего трупа будет более отталкивающим и достоверным. Никаких вампиров, ведьм и прочей нечисти, только зомби, зомби, зомби… Видимо, многажды предсказанное всемирное превращение человечества в ходячих мертвецов начнется с повального увлечения зомби-культурой. Людям просто понравится быть зомби, это же очень удобно – ничего не надо делать, ходишь и жрешь. Так что если на нашем веку и случится зомби-апокалипсис, то десятку лучших фильмов о зомби можно рассматривать и как гид по новым порядкам, и как наглядное пособие по борьбе с живой мертвечиной, ходячими… или как там их еще называют.
«Ночь живых мертвецов»
Джордж Ромеро – зомби-гуру, а «Ночь живых мертвецов» – зомби-библия, создавшая каноны и основные правила игры в жанре. Редчайший случай, когда один фильм стал образцом для всего жанра; в комедии, вестернах или, например, фантастике такое трудно представить. С тех пор как в 1968-м на экраны вышла «Ночь живых мертвецов», все фильмы про зомби (есть пара забавных исключений, которые только подтверждают правило) повторяют ее сюжет: люди пытаются спастись от полчищ оживших мертвецов, жаждущих теплой крови. Количество зомби варьируется в зависимости от бюджета, а способы их убийства – от изобретательности режиссера, но сюжетный канон с 1968 года остается неизменным.
Помимо своего культового статуса снятая по современным меркам на копейки «Ночь живых мертвецов» – просто очень хороший фильм, революционный для своего времени. Зомби из управляемых шаманом вуду мертвецов превратились в массовое бедствие, и это было так неожиданно и смело, что многие компании попросту отказали фильму в прокате. Главный герой – чернокожий (кстати, первый чернокожий герой в американском кино), и это вообще нонсенс, ведь фильм вышел в год, когда застрели Мартина Лютера Кинга. А концовка… (не волнуйтесь, спойлера не будет) придает малобюджетному, узкожанровому, снятому «на коленке» фильму статус радикального высказывания на тему «Пороки современного общества». Браво, мастер!
«28 дней спустя»
«28 дней спустя» – яркий пример того, как сюжет о горстке людей против толпы мертвецов изменяется со временем. На смену полусгнившим вялым покойникам 60-х пришли зараженные вирусом ярости агрессивные и очень быстрые зомби 2000-х. Клиповый хлесткий монтаж, подвижная камера, саундтрек, напичканный современной электронной музыкой, – это, конечно, дань рубежу веков. Но главное – за десятилетия, прошедшие с выхода «Ночи живых мертвецов», вырос масштаб пандемии: поле битвы – уже не дом в лесу, в который ломится десяток с небольшим зомби, а целая страна. Утренний Лондон, по которому бредет очнувшийся после комы главный герой, пустые дороги, заброшенные дворцы, одиноко мигающее окно многоэтажки – никогда еще масштабная пандемия не была такой смертельно прекрасной. И интересной, ведь зомбофильмы всегда были удобным плацдармом для режиссерских экспериментов. «28 дней спустя» – один из первых фильмов, полностью снятых на цифровую камеру, к созданию которого приложил руку падкий на новые технологические примочки Энтони Дод Мэнтл. А если еще учесть сценарий писателя Алекса Гарланда и нестандарную внешность Киллиана Мерфи, то получается прямо арт-хаус про зомби.
«Зомби по имени Шон»
Девушка бросает парня, потому что друзья и бар для него важнее отношений. Парень с горя напивается, а утром с похмелья не замечает, что вокруг царит зомби-апокалипсис. Так начинается самый изобретательный, смешной и трогательный фильм, в котором присутствуют зомби. «Зомби по имени Шон» – дебют нынешних корифеев юмористического жанра режиссера Эдгара Райта и актеров Саймона Пегга и Ника Фроста. В свое время «Шон» очаровал и примирил поклонников совершенно разных жанров: в одном зале можно было встретить любителей зомби-слэшеров, парочек, пришедших на романтический фильм, и даже пенсионеров, ценителей настоящего английского юмора уровня «Монти Пайтона».
Секрет успеха этого фильма кроется не в сюжете, его почти нет (поняв, что вокруг зомби, Шон и его друг едут забирать маму и девушку Шона, потом баррикадируются в баре; к утру выживут не все), а в точных и сочных деталях. Сцена закидывания зомби пластинками, похмельная проходка по городу, актерская игра в зомби – это смешная, напичканная всякими синефильскими радостями глубокая сатира на современное английское общество. Успех «Зомби по имени Шон» пытались повторить многие, вот только их попытки скрестить зомби с комедией ни к чему не привели. Не хватило, видимо, вкуса и чисто английского чувства такта.
«Обитель зла»
Эта франшиза попала в этот обзор благодаря не столько качеству, сколько количеству фильмов. 12 лет, пять премьер, неослабевающий интерес зрителей – удивительно, но у руля проекта «Обитель зла» все это время находился один и тот же человек, Пол Уильям Скотт Андерсон, точнее, он и его жена. Проверенный временем творческий союз режиссера Пола Андерсона и актрисы Миллы Йовович – наглядное подтверждение того, что иногда можно смешивать работу и личную жизнь. Этим двоим прекрасно удается состоять в браке, воспитывать дочь и регулярно радовать нас забойными разборками женщины по имени Эллис с корпорацией Umbrellaи толпой бешеных зомби. Пол Андерсон нашел в Милле Йовович идеальную Эллис, которая выглядит как хрупкая девушка, но как только на горизонте появляется зараженный, превращается в беспощадную машину для убийств. И стоит отдать должное актрисе, делает она это весьма убедительно и, простите, обаятельно. Милла Йовович тоже не осталась внакладе: она нашла в Поле Андерсоне идеального режиссера, который годами готов снимать только ее одну, старательно выставляя свет и продумывая экшен так, чтоб она смотрелась в кадре как эстетически безупречная богиня. Хочется пожелать Полу Андерсону и Милле Йовович продолжать их плодотворное сотрудничество и радовать нас новыми задорными, динамичными и бессмысленными сериями франшизы «Обитель зла». Совет да любовь!
«Франкенвини»
К мультфильму «Франкенвини» прилагается следующая история: в далеком 1984 году никому не известный Тим Бертон работал на студии Disney штатным аниматором и с огромным трудом уговорил руководство выделить ему денег на его собственную короткометражку. Режиссер задумал снять историю о приключениях мальчика, оживившего свою умершую собачку, но «худсовет» студии Disney яро раскритиковал его работу, положил «Франкинвини» на полку и уволил автора с формулировкой «за растрату средств».
Прошли годы, и признанного мастера готических сказок Тима Бертона Disneyпригласил на постановку «Алисы в стране чудес». Бертон справился с задачей на «отлично», фильм собрал в мировом прокате больше миллиарда долларов. И, видимо, чувствуя себя перед Тимом Бертоном в неоплатном долгу, «худсовет» Disneyпредложил ему снять полнометражный монохромный кукольный мультфильм про ожившую собачку, таким образом признав свою неправоту 30-летней давности.
«Смерть ей к лицу»
Неожиданно, наверное, видеть в рейтинге фильмов про зомби эту эксцентричную черную комедию Роберта Земекиса, но мы ничего не перепутали. Все каноны зомби-жанра в фильме соблюдены: в «Смерти ей к лицу» разыгрывается классический сюжет: живой человек пытается выжить среди окружающих его ходячих мертвецов. Правда, мертвецов всего двое, зато какие! Мерил Стрип и Голди Хоун блестяще играют постепенно разлагающихся светских львиц, которые «только через свой труп» готовы оставить притязания на руку и сердце скромного пьющего героя Брюса Уиллиса. Вскоре выясняется, что смерть – это не преграда, а каждодневная рутина для двух обворожительных женщин-зомби, смекнувших, что объект их любви нужен им скорее с практической точки зрения. И по законам жанра в финале герой, пройдя через терзания и мучения, находит спасение и успокоение… в могиле. Замечательный фильм, который со временем стал только лучше: не поленитесь, пересмотрите и не пожалеете.
«Рассвет мертвецов»
2004 год, обычное утро в обычном американском пригороде, супружеская пара нехотя встает на работу. Заспанный муж идет в ванную и видит в коридоре окровавленную девочку. От крика укушенного мужчины просыпается жена, видит ребенка-монстра, превратившегося в зомби супруга и в ужасе выбегает на улицу. Оказывается, там тоже не безопасно: вокруг все едят друг друга, паника. Жена прыгает в машину и мчит, не разбирая дороги… Открывающая сцена «Рассвета мертвецов» является, на мой взгляд, одной из самых сильных вступительных сцен за всю историю зомби-хорроров. Зомби-пандемия на фоне тихих утренних улочек и зеленых газонов идеального пригорода выглядит жутко и достоверно. А за сцену, в которой камера наблюдает за машиной с высоты птичьего полета, как в первых играх GTA, вообще отдельное спасибо. Это спасибо адресовано режиссеру Заку Снайдеру, эффектно ворвавшемуся в мировой кинематограф и настроенному остаться в нем надолго. «Рассвет мертвецов» – это дебют Снайдера в кино, с головой выдающий клипово-рекламное прошлое режиссера и предсказывающий его будущие «300 спартанцев». Стоит отметить, что фильм Зака Снайдера – это очень тактичный ремейк одноименной ленты 1978 года главного гуру зомби-жанра Джорджа Ромеро: в классическом фильме зомби и супермаркет олицетворяли страх холодной войны, а современные живые мертвецы среди полок с товарами стали приговором нации потребления.
«Добро пожаловать в Zомбилэнд»
Нашествие зомби как аттракцион, история – как свод правил по выживанию среди заразившихся. Главные герои – Таллахасси, Коламбус, Вичита и Литтл Рок – с шутками и прибаутками пытаются добраться до родных городов, чьи названия они взяли в качестве имен. «Добро пожаловать в Zомбилэнд» с его бьющим через край молодежный задором, наивным злоупотреблением титрами и голосом за кадром действительно больше всего напоминает огромный парк развлечений, в котором все направлено на одно: чтобы посетителю было не скучно. Только в таком месте могут органично сосуществовать мерзкое и смешное, экшн и розовые сопли, полусгнившие зомби и Билл Мюррей. Выжить в нем можно, лишь придерживаясь свода правил, составленных Коламбусом: избегай стриптиз-клубов, ищи пути отхода, проверяй задние сиденья, умей радоваться мелочам, стирай носки – вот лишь некоторые пункты, в мирной жизни казавшиеся ничтожными, а с приходом зомби-апокалипсиса ставшие жизненно важными. Почему так? «Добро пожаловать в Zомбилэнд» наглядно, по пунктам это объясняет. А если ты Билл Мюррей, то и у тебя есть шанс спастись: надо очень достоверно изображать зомби, и тогда ходячие мертвецы тебя не тронут. Важно не перестараться, ведь если полностью перевоплотиться, есть шанс, что тебя не отличат от настоящего зомби и пристрелят.
«Война миров Z»
Есть немало достойных фильмов о зомби, которые могли стоять на месте «Войны миров Z» («Я – легенда», например), но этот проект просто задавил всех конкурентов своей масштабностью и мегаломанскими амбициями. Рекордно неоправданный бюджет, звезда первой величины в главной роли, всепланетный масштаб разрушений и зомби, которые никогда еще не были настолько быстрыми, кровожадными и многочисленными. Затевая «Войну миров Z», продюсеры были настроены крайне серьезно: выкупили права на толстенный одноименный роман, пригласили режиссера, известного склонностью к слезовыжимательству, и выделили огромный бюджет. Насколько масштабный, настолько и нудный фильм «Война миров Z» открывал последний Московский международный кинофестиваль, это было в самом начале летнего сезона. И как бы ни было невыносимо смотреть серьезное, без тени иронии масштабное полотно про стремительное вымирание человечества, авторам «Войны миров Z» чудом удалось свести дебит с кредитом, ведь потом все лето создатели других дорогих проектов пачками глотали валидол, переживая стресс от ничтожных сборов очередного блокбастера. Вывод один: фильмы с участием зомби могут быть разными, но все же они не должны притворяться слезливой скучной мелодрамой о судьбах человечества; с таким бюджетом и размахом им бы взять Билла Мюррея из «Добро пожаловать в Zомбилэнд», и все бы встало на свои места.
«Тепло наших тел»
Редкий пример того, как фильмы про зомби могут смешиваться со сказочными лавстори. Р – типичный зомби, он целыми днями бессмысленно слоняется с себе подобными по заброшенному аэропорту, пока однажды не встречает живую девушку и в его давно умершем организме не начинает пульсировать жизнь. «Холодные сердца, теплые сердца» – так передает смысл фильма его слоган. Для тех, кто не понял: труд сделал из обезьяны человека, а в фильме «Тепло наших тел» любовь превратила в человека ожившего мертвеца. А разница двух… не знаю, как точнее сказать… агрегатных состояний человеческого организма является неожиданным и новаторским препятствием, мешающим двум влюбленным быть вместе. Но в финале окажется, что любовь может преодолеть даже этот барьер, а зомби-Монтекки и люди-Капулетти сплотятся против общего врага.