Сегодня в Лос-Анджелесе прошла 86-я торжественная церемония вручения премий Американской киноакадемии. Мы жаждали удивления, но все прошло без сюрпризов. Не считать же за откровение массовое поедание пиццы в зале? А так лучший фильм – «12 лет рабства», у «Гравитации» семь «Оскаров», ну и Ди Каприо снова с пустыми руками.
Море улыбок, чарующие платья и изысканные костюмы, слезы радости и гримасы разочарования. Ежегодно история повторяется, но при этом не становится менее ожидаемой. Ведь описанное касается мировых звезд кино, кроме того, в этой истории всегда есть один постоянно обновляемый ингредиент – это раздача призов. И их крайне редко получают одни и те же актеры или режиссеры. Поэтому каждый год нам всем есть за кого переживать.
Однако в этом году киношный расклад на главной кинопремии мира был предсказуем. Даже букмекерские конторы по основным номинациям принимали ставки с настолько низким коэффициентом, что относительно победителей не возникало никаких сомнений. Но разве кто-то отменял при этом надежду на чудо или спонтанность? Woman’s Day внимательно следил за церемонией и до последнего верил хоть в какой-нибудь сюрприз.
Статистические данные показывают, что чаще всего лучшим фильмом года признаются драмы (36%), далее идут киношные биографии известных личностей (15%) ну и 13% – за историческими лентами. Словом, для картины «12 лет рабства» изначально горел зеленый свет.
Кстати, вы в курсе, что вся эта нервотрепка и интрига, по сути, из-за 500 долларов? Да-да, именно такова стоимость заветной статуэтки «Оскара». Впрочем, ее получение гарантирует не только вхождение в историю кино, но и повышение гонорара победителя в будущих проектах примерно на 20 процентов. Игра стоит свеч. Кому же повезло в этом году?
Лучший фильм – «12 лет рабства»
История из середины XIX века на фоне остальных номинантов выделялась мощной жизнеутверждающей составляющей. Да еще и с отсылом на недавнюю реальность показываемых в фильме событий (в отличие от фантазийной «Гравитации»).
Британский режиссер Стив Маккуин («Голод», «Стыд»), к слову, темнокожий, экранизировал автобиографические злоключения Соломона Нортапа, попавшего в рабство, но чудом спасшегося из неволи.
Впрочем, не только тема равноправия людей разных цветов кожи сыграла свою роль. Не стоит забывать о том, что в картине замечательно воплотили образы Майкл Фассбендер, Бенедикт Камбербэтч и Брэд Питт. Последний, кстати, выступил и одним из продюсеров картины.
За несколько дней до церемонии американская Национальная ассоциация школьных советов приняла решение включить эту картину в обязательную школьную программу, как и книжный вариант биографии Нортапа.
Возвращаясь к предсказуемости нынешнего вручения наград, это был большой знак. Это был очень большой знак.
Все победители Оскар 2015
Лучший режиссер – Альфонсо Куарон («Гравитация»)
Кто-то сказал о кинорежиссуре, что она есть постоянство мечты. Этому завету следовал и Куарон. Отсюда ожидаемый успех. Собственно, по поводу «Гравитации» все сказал такой гуру, как Джеймс Камерон: «Думаю, что это лучшие космические съемки, которые когда-либо предпринимались. Думаю также, что это лучший фильм об отношениях человека с космосом». Добавить и нечего. Фишка фильма – в визуальной составляющей.
Формат 3D редко вызывал какие-то эмоции (исключения – «Аватар» и «Пещера забытых снов»). И вот третий случай. Как вывод: новая режиссура словам не доверяет, она отдает предпочтение картинкам, выдумке и спецэффектам. И выигрывает.
Лучшая мужская роль – Мэттью Макконахи («Далласский клуб покупателей»)
Хоть номинантов и было пять, но спор шел между двумя: любимчиком публики Леонардо Ди Каприо и неожиданно обретшим вторую молодость Мэттью Макконахи.
Но были ли сомнения в успехе Мэттью? Нет. «Оскар» – это выбор не сердца, а разума. И киноакадемики верны своему историческому коду. Как бы гениально ни сыграл Лео, но сыграл он жулика, опошлившего незабвенную американскую мечту. А наглых воришек приятно наблюдать на экране, а не создавать из них вечные кинолегенды. Макконахи же сыграл обычного американского парня: ковбоя, пусть и по жизни электрика, мужлана-гомофоба, сумевшего взрастить в себе толерантность и стать почти душкой. Мэттью сыграл реальную личность – Вона Рудруфа, умершего в 1992 году от СПИДа. При этом пережившего прогнозы врачей на семь лет благодаря сумасшедшей борьбе за жизнь. И не только свою жизнь. Но и всех, кто обратился к нему за помощью с идентичной проблемой. Он, как и герой ди Каприо, нарушал закон, но цель его была благородна.
Ради роли Макконахи скинул около 20 килограммов и сыграл, честно говоря, настолько нестандартно для себя самого, что «Оскар» получил по праву. Да, жаль Лео, очень жаль, но так неудачно легли карты судьбы. Ему еще обязательно повезет. Иначе и быть не может.
Лучшая женская роль – Кейт Бланшетт («Жасмин»)
На самом деле из всех представленных номинанток у Бланшетт была самая интересная роль. В фильме Вуди Аллена она воплотила все женские жизненные чаяния и одновременно их крах. И сделала это до такой степени реалистично, что можно было себя поймать на ощущении вуайериста, подглядывающего за ее жизнью. Но нам жалко Эми Адамс, которая потрясающе сыграла две разноплановые роли в «оскаровских» фильмах-фаворитах «Афера по-американски» и «Она». Поэтому процитируем не победительницу, а Эми, тем более она сказала незадолго до церемонии такие важные для всех женщин слова:
«Дожив почти до сорока лет, я выработала в себе стойкую уверенность, что любая, повторю, любая женщина наделена и красотой, и сексуальностью, и чувственностью. Но, к сожалению, далеко не каждая знает, как подчеркнуть эти качества».
Лучшая мужская роль второго плана – Джаред Лето («Далласский клуб покупателей»)
Ради роли жизнерадостного, пусть и умирающего от СПИДа трансвестита Лето не только похудел на 13 кг, но и сбрил брови и произвел депиляцию всего тела. Издевательства над организмом, как оказалось, того стоили. Теперь Джаред не воспринимается как фрик ну или бывший парень Скарлетт Йоханссон и Камерон Диас, а исключительно как Актер Актерович Актеров. Заслуженная награда. Без вопросов.
Лучшая женская роль второго плана – Лупита Неонго («12 лет рабства»)
Единственная неожиданность. Кенийская актриса сыграла первую большую роль в кино. И сразу – «Оскар»! Она обошла фаворитку Дженнифер Лоуренс («Афера по-американски»), впрочем, та уже получила свою награду в прошлом году, что и повлияло на расклад в нынешнем киносезоне. Меньше надо падать на ковровых дорожках, Дженнифер. Без приза и Джулия Робертс. Зажигательный африканский танец Лупиты перед выходом за наградой запомнится надолго. Как говорится, Африка, ты дала нам хип-хоп, сыновей по духу, научила читать рэп.
Лучший саундтрек – «Гравитация» (композитор Стивен Прайс)
Известный режиссер Луис Бюнюэль когда-то призывал обходиться без музыки в фильмах, считая ее слишком эмоциональным орудием. Мол, плохие режиссеры прикрывают музыкой свою киношную несостоятельность. Но современную искусную режиссуру трудно представить без чарующего музыкального сопровождения. Особый шик воспринимать музыку и без картинки. Со Стивеном Прайсом такое возможно.
Лучший анимационный фильм – «Холодное сердце»
Самая захватывающая погоня – погоня за мечтой, и самая несбыточная мечта – никогда не взрослеть. «Холодное сердце» способствует этому постулату. Все тут сплелось воедино: и Disney, и «Снежная королева» Андерсена, и Норвегия, ставшая прототипом королевства в мультфильме. И в России точно порадуются победе именно этой картины. Ведь в нашей стране «Холодное сердце» стал самым кассовым оригинальным анимационным фильмом за всю историю российского проката. Его сборы превысили 1 миллиард рублей.
Этот же мультфильм получил награду за лучшую песню – «Let it Go».
И это опять же неудивительно. Фан-клуб у песни был огромный. Посмотрите ролик и улыбнитесь.
Кто еще получил «Оскар»
Лучший сценарий – «Она» (сценарист Спайк Джонз)
Лучший адаптированный сценарий – «12 лет рабства» (сценарист Джон Ридли)
Лучшая операторская работа – Эммануэль Люпецки («Гравитация»).
Лучший монтаж – «Гравитация».
Лучший звук – «Гравитация».
Лучший монтаж звука – «Гравитация».
Лучшие спецэффекты – «Гравитация».
Лучшее художественное оформление – «Великий Гэтсби».
Лучший костюм – «Великий Гэтсби».
Лучший грим – «Далласский клуб покупателей».
Лучший короткометражный анимационный фильм – «Господин иллюминатор».
Лучший короткометражный документальный фильм – «Леди из шестого номера».
Лучший короткометражный игровой фильм – «Гелий».
Лучший документальный фильм – «В двадцати футах от того, чтобы стать звездой».
Лучший фильм на иностранном языке – «Великая красота» (Италия, режиссер – Паоло Соррентино).