

«Звери Дикого Юга». Премьера в России: июль 2012 года.
«Звери Дикого Юга» (Beasts of the Southern Wild) – дебютная полнометражка 30-летнего режиссера Бена Зайтлина. Удивительно, но факт: сняв «Зверей», Бен неожиданно для себя попал «в десятку». Фильм получил не только награду за лучший режиссерский дебют Каннского фестиваля, но и четыре номинации на «Оскар», в том числе за лучшую режиссуру и за лучшую женскую роль; эту номинацию получила девятилетняя актриса Кувенджани Уоллес (Quvenzhané Wallis).
Волшебные «Звери Дикого Юга» пришлись по душе не только профессиональным критикам, но и простым зрителям по всему миру. Секрет успеха фильма, снятого неопытным режиссером с непрофессиональными актерами, прост: в «Зверях...» с лихвой хватает легкости и наивности, почти полностью утраченных лукавыми голливудскими профессионалами.
Картина повествует о жизни шестилетней Хашпаппи и ее отца Винка в общине, затерянной на краю мира. Край мира находится прямо за дамбой Нового Орлеана, но это совсем не смущает наших героев и их друзей. Они проводят свои дни в праздности, праздниках или поисках пропитания, рыбача на лодке, сделанной из кузова старого пикапа. Винк – любящий, но суровый отец. Однако за его строгостью скрывается лишь желание подготовить дочь к выживанию в одиночку. Для этого есть причины: самого Винка одолевает неизлечимая болезнь, а окружающий мир неуклонно меняется, становится грознее и опаснее.
«Цель номер один». Премьера в России: февраль 2013 года.
«Цель номер один» (Zero Dark Thirty) – очередная драма милитаристки Кэтрин Бигелоу (Kathryn Bigelow) – режиссера, прославившейся фильмами о военных и вооруженных конфликтах. «Цель номер один» посвящена истории одной из операций спецслужб США по поимке террориста номер один – Усамы бен Ладена. Всем, кто интересуется происхождением оригинального названия, будет интересно узнать, что «нулевая видимость 30» (Zero dark thirty) – это американский военный термин, означающий точное время 0:30. По имеющейся информации, именно в это время началась спецоперация, в ходе которой был убит Усама бен Ладен.
Несмотря на протесты, которые спровоцировала премьера фильма (Кэтрин Бигелоу обвиняли в популяризации пыток), «Цель номер один» получила пять номинаций на «Оскар», в том числе в категории «Лучшая женская роль». Номинация досталась Джессике Честейн (Jessica Chastain), сыгравшей в фильме роль молодого и амбициозного офицера ЦРУ Майю.
«Линкольн». Премьера в России: январь 2013 года.
Биографическая лента о жизни 16-го президента США Авраама Линкольна «Линкольн» наделала в Америке много шума: картина получила 12 номинаций на «Оскар» и шквал возмущенной критики. Что хорошего в работе Стивена Спилберга – монтаж ли, звук, костюмы, мужчина-актер, актер, исполнивший роль второго плана, саундтрек, постановка и проч. – решит жюри Киноакадемии. А что в ней плохого, миру уже рассказали отдельные критики и борцы за права чернокожего населения. Претензии последних хотелось бы отметить особо: «Линкольн» упрекают в ниспровержении главной либеральной ценности – идеи всеобщего равенства. Как метко подметили обиженные либералы, в погоне за монументальностью Стивен Спилберг заметно исказил и историю американской Гражданской войны, и личную историю любимого американского президента. Режиссер умудрился представить историю борьбы за равные права так, будто у чернокожих их и правда меньше. Чернокожие Спилберга не хотят бороться за свое будущее, предпочитая смирно и пассивно ждать, пока белые люди решат их судьбу. В «Линкольне» чернокожие актеры появляются на второстепенных ролях, в основном они играют прислугу. Простыми слугами представлены и два главных активиста борьбы за права черных того периода – Уильям Слейд и Элизабет Кекли. В фильме названы их имена, но даже вскользь не упоминается их вклад в роль великой американской борьбы за равенство.
Подобным претензиям несть числа – озлобленные либералы разобрали фильм по косточкам, припомнили Спилбергу не менее патерналистский «Список Шиндлера» и сделали глобальный вывод о мировоззрении режиссера и всех-всех-всех его друзей. Согласится ли с ними оскаровское жюри – покажет время.
«Отверженные». Премьера в России: февраль 2013 года.
Режиссер Том Хупер так воодушевился успехом исторической ленты «Король говорит!», что решил снять еще один костюмированный фильм (на сей раз музыкальный) и заработать еще один «Оскар». Затея провалилась, номинации в категории «Лучший режиссер» за «Отверженных» (Les Misérables) Хупер не получил. Сам же фильм «Отверженные» был отмечен восьмью номинаций, в числе которых «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль второго плана».
«Отверженные» примечательны не только игрой худосочной и стриженой Энн Хэтэуэй (Anne Hathaway) и Хью Джекмана (Hugh Jackman), про вечную растерянность которого кинокритик Роман Волобуев едко, но метко заметил, что она впервые к месту. Этот фильм-мюзикл хорош именно музыкой. Создатели «Отверженных» очень старались приблизиться к естественной непосредственности «живых» мюзиклов, а потому отказались от традиционной для кино записи песен и игры под фонограмму. Каждая партия «Отверженных» записана вживую на съемочной площадке, и это заслуживает если не награды, то уважения.
«Жизнь Пи». Премьера в России: январь 2013-го.
«Жизнь Пи» (Life of Pi) – история о том, как в одной шлюпке могут ужиться мальчик со смешным именем Писин Молитор Патель и тигр, не в пример изящнее названный Ричардом Паркером. Как они туда попали? Из-за кораблекрушения. Перед этим неприятным инцидентом мальчик успел стать вегетарианцем и прихожанином нескольких церквей, а тигр – провести несколько лет в зоопарке, принадлежавшем родителям мальчика. За два часа экранного времени героям предстоит побороться за жизнь, не съесть друг друга, многое понять про сложное мироустройство, Бога и непростую жизнь и пару раз до слез растрогать зрителей сентиментальными сценами. Семь минут отведены на титры.
«Жизнь Пи» талантливого и разнопланового режиссера Энга Ли («Горбатая гора», «Разум и чувства», «Крадущийся тигр, затаившийся дракон») задуман как фильм-переворот и фильм-откровение. Насколько удалась эта задумка – судить зрителям. И пока результаты этих оценок легко предсказуемы: неискушенные зрители приходят от фильма в восторг, киноманы и профессиональные критики встречают его заметно прохладнее.
«Любовь». Премьера в России: октябрь 2012 года.
«Любовь» (Amour) Михаэля Ханеке стала самым титулованным фильмом 2012 года: картина уже получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, главный приз Европейской киноакадемии,
Почему же зрителям так по душе пришлась честная, как топор, история любви и смерти, случившаяся в семье престарелых французских музыкантов? По тем же низменным причинам, по которым все с жадным интересом и некоторым стыдом смотрят разоблачительную документалистику НТВ и реалити-шоу «Дом-2»: подглядывать – это весело, а чужая беда лишний раз напоминает о собственном благополучии и его шаткости. Да, Михаэль Ханеке снял высокобюджетную смесь из экстрактов телешоу а-ля «"Женский взгляд" Оксаны Пушкиной» и криминальных хроник.
Те, кто высоко оценил последний фильм Ханеке, могут об этом и не догадываться – телевизоров в их квартирах уже нет, а потому «застекольно-криминальное» зеркало вечерних эфиров им недоступно. Пронять таких зрителей сложно: жутковатых историй о бабушках-самоубийцах они предпочитают просто не знать. Но садист и интеллектуал Ханеке, собаку съевший на нервных сюжетах, смог дотянулся до них «Любовью». Он собственноручно покрыл стекло вредной амальгамой и продал доверчивому зрителю все вечерние эфиры мира в красивой рамке интеллектуального кино.
«Операция “Арго”». Премьера в России: ноябрь 2012 года.
Краткий курс истории Ирана в комиксах, максимальная стилизация картинки, возведенный в абсолют метод Станиславского и куча мелких ляпов – временных несоответствий – все это есть в «Операции “Арго”» (Argo), третьей полнометражке Бена Аффлека (Ben Affleck).
Киножурналисты признали киноверсию спасения шести американцев, сбежавших при штурме и захвате посольства США в Тегеране в 1979 году, лучшим фильмом года, а Бена Аффлека – лучшим режиссером. Заслуженно ли? С одной стороны, Аффлек провел серьезную работу, стараясь сделать «Арго» правдоподобным: запирал актеров на два с половиной месяца в декорациях, окружив их вещами из 70-х; резал пленочные кадры вполовину, а потом увеличивал картинку на 200%, чтобы добавить зернистости; правдоподобно тряс камеру на уличных сценах. С другой стороны, эта щепетильность и забота о достоверности оказалась напрасной, ведь режиссер и постановщики допустили множество хронологических киноляпов. Аффлеку уже указали на то, что разрушенные буквы Hollywood к 1979 году были заменены на новые, форма, в которую он одел морских пехотинцев для съемки штурма посольства, была введена осенью 1981-го, а часы его героя были выпущены в 2008 году. Но все же, несмотря на скромную игру малоизвестных актеров и «синдром Михалкова», внезапно сразивший Аффлека и заставивший его снять «великое кино о великом себе», «Арго» чем-то хорош. И решили это не киноакадемики, а зрители всего мира, сделавшие «Операции “Арго”» солидную прокатную кассу.
«Мой парень – псих». Премьера в России: ноябрь 2012 года.
За адаптацию оригинального наименования «Silver Linings Playbook» («Сборник лучиков надежды») в «Мой парень – псих» российскому прокатчику незачет. Дав фильму название, больше подходящее для проходной романтической комедии, он отпугнул от «МПП» и тех, кто любит посмеяться над глупыми шутками, и тех, кто предпочитает поплакать над трогательными глубокими драмами. А «Мой парень – псих» относится как раз к последним.
Брэдли Купер (Bradley Cooper) сыграл Пэта, восемь месяцев проведшего в психушке после измены жены. Дженнифер Лоуренс (Jennifer Lawrence) взяла на себя роль Тиффани, потерявшей мужа и заодно контакт с реальностью. На протяжении двух часов экранного времени герои влюбляются, танцуют, ссорятся, мирятся – в общем, делают все для того, чтобы внушить зрителю простую мысль о целебной силе любви, которая доступна всем желающим.
«Джанго освобожденный». Премьера в России: январь 2013 года.
«Джанго освобожденный» (Django Unchained) стал своеобразным ремейком фильма «Джанго», вышедшего на экраны в 1966 году. Квентин Тарантино давно мечтал снять спагетти-вестерн в стиле работ Серджио Леоне и наконец-то решился на это, поймав волну на съемках фильма о Второй мировой «Бесславные ублюдки». Нельзя сказать, что «Джанго освобожденный» дался Тарантино легко. Съемки фильма продолжались 130 дней и стали самыми продолжительными съемками в профессиональной карьере Квентина. Игра стоила свеч – фильм получил пять номинаций на «Оскар» и разозлил давнего неприятеля Тарантино Спайка Ли.
Сюжет «Джанго освобожденного» выстроен вокруг приключений охотника за головами Дантиста и беглого раба Джанго. И если первым движет лишь жажда наживы, то второму надо кое-кому отомстить.