Сбылись с пугающей точностью: предсказания Эдгара По — самого мрачного писателя в истории
Эдгар Аллан По за работой.
Фото
Legion Media

Детство Эдгара Аллана По было непростым — отец рано ушел из семьи, а мать умерла от чахотки, когда мальчику было всего три года. Благо, Эдгара усыновили состоятельные предприниматели, благодаря которым ему удалось получить высшее образование. У юноши обнаружились недюжинные способности в области словесности и страсть к поэзии.

Эдгар По в первую очередь считается поэтом и автором малых прозаических жанров. Самые знаменитые его произведения — «Сердце-обличитель», «Падение дома Ашеров», «Маска «Красная смерть», «Яма и маятник» и «Похищенное письмо». Впрочем, в его библиографии есть и романы.

Пока литературоведы оценивают его произведения с художественной точки зрения, многие исследователи и наблюдатели с удивлением находят в них настоящие пророчества, называя поэта «машиной времени». Что же поневоле предсказал гений Эдгара Аллана По?

Сбылись с пугающей точностью: предсказания Эдгара По — самого мрачного писателя в истории
Иллюстрация к произведению Эдгара По «Сердце-обличитель», 1842 год.
Фото
Archivist — stock.adobe.com

«Он написал убийство»

В 1838 году Эдгар По опубликовал свой роман под названием «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» — произведение, обруганное критиками за страшные подробности, жуткие сцены и отсутствие точных деталей в описании морских приключений.

По сюжету герои Артур Пим и Август Бернард попадают в передряги на море, о чем рассказывают в своих мемуарах. Они отправляются на маленькой лодке в открытое море и попадают в шторм, после чего каким-то чудом оказываются на борту китобойного судна под названием «Грампус». Там начинаются их леденящие душу приключения, в которым нашлось место и кораблям-призракам, и морским монстрам, и кораблекрушениям, и злобным аборигенам.

События, напоминающие блокбастер, По описывает в присущих ему жутких и мрачных красках. В одной из сцен герои остаются в шлюпке без запасов еды и воды — у них есть только останки морской черепахи, которой не хватает для того, чтобы выжили все. Оголодавшие, они выбирают жертву, вытягивая соломинку — проигравшего, которым оказывается герой по имени Ричард Паркер.

Спустя почти пятьдесят лет, в 1884 году, в Англии гремит дело «Миньонетте» — по имени яхты Mignonette. Судно направлялась в сторону Австралии и потерпело крушение, будучи не приспособленным к такому дальнему плаванию. На борту было четверо мужчин — Томас Дадли, Эдвард Брукс, Эдвин Стивенс и… Ричард Паркер, в точности как герой романа Эдгара По.

Сбылись с пугающей точностью: предсказания Эдгара По — самого мрачного писателя в истории
Иллюстрация к произведению По «Рассказ Артура Гордона Пима из Нантакета».
Фото
Archivist — stock.adobe.com

События развивались словно по книге писателя: путешественники оказались в спасательной шлюпке и несколько дней дрейфовали без еды и воды под палящим солнцем. Они смогли поймать морскую черепаху, но этого оказалось слишком мало. Один из героев, начиная сходить с ума, нахлебался морской воды и умер из-за отравления — его и убили трое товарищей, считая, что он все равно обречен. Жертвой оказался именно Ричард Паркер.

Спустя сто лет его родственник был поражен, прочитав в романе Эдгара По «предсказание» несчастного случая (совпали имя, возраст и многие другие подробности), и опубликовал по этому поводу статью в The Sunday Times. Совпадение? Не думаем.

Вам понравится:

Описал точные симптомы задолго до научных исследований

В 1840 году Эдгар По выпускает рассказ «Делец». Его герой переживает в детстве травму головы, после которой его начинают одолевать жуткие припадки, напрочь меняющие поведение. По предельно точно описал, как меняется герой. И, скорее всего, сам не подозревал, что в своем рассказе перечислил симптомы так называемого синдрома лобной доли мозга, о которых врачи заговорили только через несколько лет.

Показательный случай произошел в реальности в 1848 году — тогда простой железнодорожный рабочий Финнеас Гейдж получил черепно-мозговую травму, после которой не выживают. Однако Финнеас не скончался и сумел встать на ноги. Правда, после жуткой травмы он превратился в маньяка, чье поведение стало непредсказуемым

Эта история была изучена медицинским сообществом, после чего врачи сделали важные выводы о том, как работает лобная доля мозга и какую роль она играет в когнитивных способностях человека. При этом медики с изумлением вспоминают рассказ «Делец», говоря, что симптомы, описанные Эдгаром По, настолько точны, словно у писателя была машина времени (читайте также: Предсказания путешественников во времени, которые сбылись).

Сбылись с пугающей точностью: предсказания Эдгара По — самого мрачного писателя в истории
Фото
Archivist — stock.adobe.com

Рассказал о Теории Большого взрыва

В 1848 году Эдгар По пишет «Эссе о материальной и духовной Вселенной», которую сам называет «Поэмой в прозе» и посвящает немецкому натуралисту Александру фон Гумбольдту. В ней По, переживший несколько озарений, рассказывает об отношениях Бога и человека, возникновении природы и развитии Вселенной.

Удивительным образом его интуитивное понимание точно совпало с исследованиями происхождения Вселенной, которые будут разработаны спустя восемьдесят (!) лет после написания «Поэмы в прозе» или, как ее еще называют, «Эврики».

Сбылись с пугающей точностью: предсказания Эдгара По — самого мрачного писателя в истории
Скульптура Эдгара Алана По в Балтиморе работы Моисея Дж. Иезекииля.
Фото
Legion Media

В ней на 150 страницах поэт описывает возникновение Вселенной от одной частички и ее динамическое расширяющееся развитие. По упоминает и о вспышке (большом взрыве), и о том, почему небо темное, несмотря на свечение многих звезд (позже этот вопрос назовут парадоксом Ольберса).

При всем этом во времена его жизни астрономы представляли Вселенную как статический организм, а, чтобы доказать обратное, еще не изобрели соответствующую аппаратуру. Так что интуитивные описания Эдгара Аллана По можно считать если не пророческими, то уж точно мистическими (читайте также: Мистическое письмо: история из жизни автора «12 стульев», от которой до сих пор мурашки по коже).

К слову, современники По, конечно же, не оценили поэму — ее назвали плодом больного воображения и посчитали слишком сложной для понимания.