Сергей Маковецкий
Сергей Маковецкий...
Фото
Сания Галеева
Владимир Вдовиченков
...и Владимир Вдовиченков на Урале
Фото
Сания Галеева

В «Дяде Ване» актеров менять сложно

Насколько вам комфортно играть в спектакле «Дядя Ваня»?

Мне очень комфортно. Есть спектакли, которые нельзя играть часто: в них нет драматургии, одна только литература, пусть и гениальная. Например, таков другой спектакль «Театра Вахтангова» – «Евгений Онегин»: его играть сложно, там нет драматургии, только энергия, которая тебя должна держать. Не всегда этой энергии хватает, когда ты его играешь 4 раза подряд. А такое часто бывает на гастролях – в Лондоне мы играли его 4 дня подряд! А вот «Дядю Ваню» играть легче: твое настроение не имеет никакого значения, помогают персонаж и драматургия. Мы играем спектакль уже шестой год при аншлагах. Он так придуман, что он не может идти плохо. Но это не тот случай, когда боец упал, бойца заменили и спектакль пошел дальше. Здесь настолько точно были разобраны персонажи конкретно для каждого исполнителя! Вот вам пример: ушла из жизни Галина Львовна Коновалова, теперь ее роль играет Инна Алабина. Играет хорошо, но некий шарм, который был у Галины Львовны, пропал... Любому человеку, который вводился в спектакль не с самого начала, сложно.

Спектакль с годами только набирает обороты. Если в начале это был азарт, то сейчас «Дядя Ваня» – как выдержанное вино: уже настолько свой, ты столько раз его уже показывал, что приходит вторая влюбленность…
1/3
Сергей Маковецкий в спектакле «Дядя Ваня»
Фото:
«Театр им. Вахтангова»

Чем зрители, поклонники вас удивляют?

Банки варенья и соленья нам на сцену не выносят. Даже водку не выносят! Удивляют реакцией после спектакля. Иногда бывает гробовая тишина, что нам нравится куда больше, чем какие-то аплодисменты. В «Дяде Ване» есть сцены, во время которых я не люблю, когда хлопают! Иногда аплодисменты такие, что понимаешь – это порыв. А иногда ясно, что один товарищ с чего-то сделал хлопок, а зал подхватил.

Сейчас это называется троллинг…

Такие аплодисменты раздражают. Но тут уж публике не прикажешь – она реагирует так, как может.

Владимир Вдовиченков, Фильм "Левиафан"
Владимир Вдовиченков в фильме «Левиафан»
Фото
Кадр из фильма «Левиафан»

Владимир, не расстроило, что фильм «Левиафан», в котором вы сыграли, не получил «Оскар»?

Я не расстроился. Мне кажется, что «Левиафан» не заслуживает «Оскара». Фильм «Ида», который его взял, мне понравился больше. Это потрясающий фильм: эффект тот же, но полтора часа, коротко и ясно.

А предложений после «Левиафана» стало больше?

Предложений стало меньше. Вы не смейтесь! Но думаю, если бы дали «Оскара», то они вообще бы пропали. Так почему-то всегда получается: как только ты чего-то добиваешься, о тебе стараются забыть в ту же минуту!

Сергей, Владимир, сериал «Родина», в котором вы вместе играете, идет всего три дня, но уже получил массу неоднозначных отзывов. Как вы считаете, что не получилось?

Боже мой, я посмотрел только две серии! Очень редко бываю дома. Когда была первая серия, играл спектакль. Когда вторая и третья, ехал к вам в Екатеринбург. Мне удалось посмотреть только вчера четвертую и пятую серии. То, что увидел, по-моему, очень здорово сделано. Я не смотрел американскую версию. Но многие мои друзья – фанаты американской «Родины», пересмотрели уже все четыре сезона, им есть с чем сравнивать. Они звонят мне и говорят: «С первой минуты было понятно, что это круто!» Один мой друг говорит: «Я в американской версии знаю все покадрово, что должно быть дальше, каждый монтажный стык». И на его взгляд, российская «Родина» сделана очень хорошо!

Ты хорошо играешь, я видел! Пока нет возможности сформировать свое мнение. Надо досмотреть до конца – чем же все закончится?
1/5
Сергей Маковецкий в сериале «Родина»
Фото:
Кадр из сериала «Родина»

Сергей, вы много раз бывали в Екатеринбурге. Он вам, наверное, хорошо знаком?

Для меня ваш город родной, потому что здесь я родился как актер кино. Это был 1991 год – страшное время! Тогда на Свердловской киностудии мы с режиссером Владимиром Хотиненко начали снимать «Патриотическую комедию». На следующий год снимали тут фильм «Макар». Я видел, как меняется власть на здании вашего правительства. Сначала был красный флаг, потом – никакого, а потом – наш, российский. Когда все творчески хорошо, то город становится родным.