Брэд Питт
Брэд Питт на премьере «Войны миров Z» в Германии.
Фото
Splash news

С одной стороны, столичный киносмотр имеет гордый статус кинофестиваля класса «А» (такой же, как у Канн, Венеции и Берлина), а это значит, что его конкурсная программа должна состоять из сплошных премьер. Но вот беда, никто из великих не везет свои фильмы на фестиваль, проходящий ровно между Каннским и Венецианским. Они или торопятся успеть к главному мировому смотру в Каннах, или не спеша шлифуют свои работы и спокойно отправляются на старейший европейский кинофестиваль в Венеции. Так Московский международный кинофестиваль превращается в помпезный кинопраздник для стран третьего мира. Из года в год в конкурсной программе представлены фильмы из Африки, Латинской Америки, стран Ближнего Востока, работы малоизвестных корейцев, китайцев и японцев. И качество этих фильмов, конечно, не соответствует категории «А».

Казалось бы, на фоне второстепенных конкурентов есть где развернуться отечественным кинодеятелям. Но, к сожалению, наш кинематограф пока не в силах соревноваться даже со странами третьего мира. Впрочем, это не значит, что смотреть на ММКФ нечего. Вот десятка фильмов, которые наверняка вас заинтересуют.

Фильм открытия: «Война миров Z»

«Война миров Z»
Кадр из фильма «Война миров Z».
Фото
Архивы пресс-служб

Это неожиданность, но смотр малоизвестных участников ММКФ будет открывать масштабный, амбициозный и слишком уж высокобюджетный голливудский проект «Война миров Z». Представлять его лично будет исполнитель главной роли и продюсер проекта Брэд Питт (Brad Pitt). С одной стороны, конечно, приятно: Брэд Питт на красной ковровой дорожке придаст вес любому фестивалю, а с другой – у создателей фильма его будущий успех вызывает большие сомнения, и они используют любую возможность, чтобы заявить о себе. Поклонники Брэда Питта и зомби-хорроров уже знают, чего ждать от «Войны миров Z»: для меня этот проект притягателен прежде всего своей зомби-темой. Никогда еще зомби-апокалипсис не был показан в кино настолько масштабно, никогда еще зомби не были настолько опасны, стремительны и кровожадны, а главное, «Война миров Z» – это первый фильм про бешеных мертвецов, в котором снимается голливудская звезда первой величины. Да и роман, по которому снято кино, очень достойный.

Конкурс: «Иуда», «Роль», «Скольжение»

«Иуда»
Кадр из фильма «Иуда».
Фото
Архивы пресс-служб

Конкурсная программа, как это часто бывает, не блещет известными именами. Организаторы объясняют это тем, что цель смотра – не способствовать успеху признанных мэтров, а открывать новые имена. Конечно же, они лукавят. Поэтому в конкурсной программе внимание зрителя с чистой совестью можно ограничить фильмами наших режиссеров. Ведь, как ни относись к российскому кинематографу, конкурс ММКФ – это главный смотр достижений отечественного кино за год.

В этом году от России в конкурсе представлены три очень разные по форме и содержанию картины. «Иуда» – это личная история Иуды Искариота, начинающаяся с попытки обокрасть Иисуса и апостолов и заканчивающаяся предательством. Эта история о сомнениях в истинности веры и муках совести поставлена молодым режиссером Андреем Богатыревым. На первый взгляд главное достоинство «Иуды» – исполнитель титульной роли, феноменально талантливый российский артист Алексей Шевченков. Увидеть Иуду в трактовке Алексея Шевченкова, уверен, будет очень интересно.

Сюжет фильма «Роль» довольно любопытен: отдавая дань моде, актер времен Серебряного века решает прожить чужую жизнь, а точнее, сыграть ее, и из интеллигентного артиста преображается в красноармейского капитана. Главную роль в картине сыграл заметный актер Максим Суханов, но это не исключает того, что серьезная история может свалиться в откровенную комедию вроде той, в которой Евгений Леонов из преподавателя детского сада превратился в опасного рецидивиста Доцента.

По сюжету фильма «Скольжение» отлаженная схема работы «оборотней в погонах» дает сбой, кто-то на них «стучит». Главным подозреваемым становится их сообщник Пепл, которого в этот момент больше волнуют личные проблемы. Режиссер-дебютант и малоизвестные артисты делают «Скольжение» темной лошадкой конкурса. Единственная возможность составить представление об этом фильме – посмотреть его.

Гала-премьеры: «Капитал» Коста-Гавраса

«Капитал»
Кадр из фильма «Капитал».
Фото
Архивы пресс-служб

В программе «Гала-премьер» безусловным фаворитом кажется новый фильм известного борца с тоталитаризмом французского режиссера Коста-Гавраса. Жанр, в котором работает Коста-Гаврас, можно охарактеризовать как политическое кино. Красной линией его творчества стала тема борьбы человека с тоталитарными режимами и властью корпораций. Последний фильм «Капитал» не стал исключением. Это история Робина Гуда новой формации, живущего под девизом «Мы грабим бедных и раздаем деньги богатым», чья карьера стремительно взлетает до уровня президента главного европейского банка. Роль расчетливого и амбициозного главного героя досталось известному французскому комику Гаду Эльмалеху, и посмотреть на то, как он справится со сложной ролью хозяина всех денег Европы, будет очень интересно.

Специальные показы: «Верность» Тодоровского, «Замок» Балабанова

«Замок»
Кадр из фильма «Замок».
Фото
Архивы пресс-служб

Недавно российский кинематограф понес огромную утрату: из жизни ушли сразу два талантливых кинорежиссера – Петр Тодоровский и Алексей Балабанов. Программа «Специальные показы» отдает дань признанным мастерам, вспоминая их ранние картины.

Фильм «Верность» – это простая и искренняя история курсанта пехотного училища, впервые и на всю жизнь полюбившего девушку. Все бы у них сложилось хорошо, но «завтра была война». После «Верности» наивные лирические истории на фоне беспощадной войны так и остались главной темой творчества Петра Ефимовича.

Ранний фильм Алексея Балабанова «Замок» – это экранизация незаконченного романа Франца Кафки о Землемере, который приходит в деревню рядом с Замком, где его никто не ждет, и остается ждать в надежде однажды в него прорваться. Фирменный едко-сатирический стиль Алексея Балабанова подходит этой абсурдной и перегруженной истории как никакой другой.

«Пена дней» Мишеля Гондри

«Пена дней»
Кадр из фильма «Пена дней».
Фото
Архивы пресс-служб

Популярность таких фильмов, как «Вечное сияние чистого разума» и «Наука сна», трудно переоценить. «Пена дней», скорее всего, гордо продолжит этот список. Ведь известный роман Бориса Виана – это европейские «100 лет одиночества». В сюрреалистически-романтическом мире живут двое – Хлоя и Колен. Хлоя очень больна, у нее в легком растет кувшинка, а Колен день и ночь работает как раб на галерах, чтобы собрать денег на лечение. Такой сюжет буквально просился в фильмографию Мишеля Гондри, и вот в 2013 году справедливость восторжествовала. Желающих посмотреть этот фильм будет гораздо больше, чем мест в зале, но если вы не успеете сходить на него на ММКФ, не расстраивайтесь: совсем скоро «Пена дней» выходит в широкий прокат.

«Утренняя звезда» Софи Блонди

Токио!
Денни Лаван в роли мсье Дерьмо в фильме «Токио!» Леона Каракса.
Фото
Архивы пресс-служб

Пока цирк сидит без работы на северном побережье Франции, клоун Эллиот крутит любовь с балериной, чем вызывает гнев директора цирка и мага Зефира. А еще у клоуна проблемы с совестью. Больше о фильме «Утренняя звезда» никакой информации найти не удалось, так же как и о режиссере картины Софи Блонди.

Тем не менее посмотреть этот фильм стоит, и вот почему: главную роль в картине играет непревзойденный сумасшедший Денни Лаван. Критики называют его «Чарли Чаплином с помойки». В одной из своих работ он играл двойника Чаплина, а у Леона Каракса символизировал ожившую груду мусора в образе мсье Дерьмо. Денни Лаван – самый необычный артист современности, который благодаря своему цирковому прошлому каждую роль играет буквально всем телом, и каждая новая его работа становится настоящим событием. А в «Утренней звезде» в пару с ним поставлен еще один гуттаперчевый персонаж из мира рок-музыки – Игги Поп. Экранный дуэт этих замечательных людей просто нельзя пропустить.

«3x3D» Годара, Гринуэя, Пера

«3x3D»
Кадр из альманаха «3x3D».
Фото
Архивы пресс-служб

Под незамысловатым названием «3x3D» скрываются три эксперимента с 3D-технологией от великих режиссеров современности – Жана-Люка Годара, Питера Гринуэя и Эдгара Пера. В этом году португальскому городу Гимарайнш исполняется 2000 лет, и альманах специально заказан и приурочен к празднованию этого юбилея. Устроителей праздника стоит поблагодарить хотя бы за то, что она позволили всем любителям кино еще раз насладиться работами живых классиков. Тем более что ни Годар, ни Гринуэй уже давно ничего не снимают. А тут сняли, да еще и в 3D! Посмотреть работы кумиров в таком непривычном для них жанре как минимум любопытно.

«Вечное возвращение» Киры Муратовой

«Вечное возвращение»
Кадр из фильма «Вечное возвращение» («Кинопробы: Однокурсники»).
Фото
Архивы пресс-служб

Вечное возвращение – один из основных постулатов философии Ницще, он означает возможность неограниченного повторения всякого явления через бесконечное количество лет. Ницше приводит пример: «Человек, во всем похожий на Ницше, сидя так же, в тени скалы, найдет ту же мысль, которая будет являться ему бесчисленное количество раз». Так же и в новом фильме Киры Муратовой: Он приходит к Ней из прошлого, чтобы узнать ответ на вопрос – что делать, если одинаково любишь и жену, и любовницу? Излюбленная муратовская тема рефренов (повторений) здесь возведена в абсолют, в фильме нет прямого повествования. «Вечное возвращение» – это набор сцен, сделанных в форме кинопроб, которые показывают, как в разных актерских комбинациях можно ответить на вопрос про жену и любовницу. А еще фильмы Киры Муратовой – это всегда встречи с любимыми артистами. В этом фильме сыграли Олег Табаков, Алла Демидова, Рената Литвинова, Сергей Маковецкий, Георгий Делиев и Наталья Бузько.

«Окончательный монтаж» Дьердя Палфи

«Окончательный монтаж»
Фрагмент постера «Окончательный монтаж».
Фото
Архивы пресс-служб

Как должен выглядеть идеальный мужчина? Как Хамфри Богарт из классики нуара или как Лео Ди Каприо из «Титаника»? Идеальная женщина должна быть похожа на Грету Гарбо, Марлен Дитрих или все-таки на Вивьен Ли? А если идеальная пара встретится, чем же займутся эти двое? Фильм об идеальной Женщине, идеальном Мужчине и их идеальной любви, смонтированный известными монтажерами из фрагментов киноклассики. Никакого голоса за кадром, специально снятого материала, только оригинальные кадры шедевров и магия монтажа.

Фильм закрытия: «Распутин»

«Распутин»
Кадр из фильма «Распутин» Жозе Дайан.
Фото
Архивы пресс-служб

«Распутин», фильм, закрывающий кинофестиваль, еще более непредсказуем, чем «Война миров Z». Как можно понять из названия, картина повествует о жизни и деяниях сибирского крестьянина при дворе императора Николая II. Жерар Депардье играет Рапутина, Фанни Ардан играет императрицу Александру Федоровну, а Владимир Машков – ее мужа, императора Николая II. Посмотреть, как эти люди справились с такими неоднозначными ролями, как минимум любопытно. Но настораживает то, что фильм с таким же названием и тем же набором актеров уже существует: он вышел на экраны в 2011 году под режиссурой Жозе Дайан. А вот в качестве режиссера и автора сценария фильма «Распутин», закрывающего ММКФ, фигурирует Ираклий Квирикадзе. Интересно сходить и узнать, в чем же отличие между этими скрывающимися за одинаковыми фасадами картинами.