Аарон Тейлор-Джонсон
Аарон Тейлор-Джонсон в роли Вронского.
Фото
Архивы пресс-служб

Желание постоянно комментировать все вокруг прочно засело в сознании наших сограждан, и бороться с этим, например, в темноте кинотеатра бесполезно. Но на сеансе «Анны Карениной» эта особенность нашего менталитета дала неожиданные результаты. Привожу лучшие моменты непрекращающегося диалога на креслах сзади меня. Участницы его – две женщины средних лет.

Десятая минута фильма; уже заявлено изящное театральное решение режиссера Джо Райта и драматурга Тома Стоппарда, которое придает классическому роману Л.Н. Толстого новое дыхание. И тут начинается:

– (Про Киру Найтли.) Нет, какая-то она худая, костлявая, что, лучше найти не могли?

– О, смотри, паровоз! Она под него в конце фильма броситься, я знаю.

Входит Вронский.

– Что? Это Вронский? Мальчишка какой-то! Щенок, белобрысый! Их там что, по объявлению набирают?

– Может, это сын Вронского?

– Да нет никакого сына у Вронского, я читала! Кажется…

Спустя 25 минут:

– А вот военная форма на нем сидит шикарно!

– А как он танцует!

– Согласна! Но все равно, он какой-то неоперившийся юнец. Непонятно, что она в нем нашла?

Спустя еще 30 минут:

– Ах, какой он душка. Он так ее любит! Она что, не видит? Дура! Я бы на ее месте обняла такого крепко-крепко и не отпускала никогда.

– А кто играет Вронского?

– Ща гляну… (Гуглит в телефоне.) Аарон Тейлор-Джонсон. Имя какое сложное, надо запомнить. Обязательно пойдем на его следующий фильм!

– А кто этот Аарон Тейлор-Джонсон? Я про него что-то раньше не слышала...

Дальше женщины потеряли интерес к Вронскому и переключились на платье Карениной, в котором она упала под поезд («Если бы у меня было такое платье, я была бы на седьмом небе и ни под какой поезд бы не бросилась»). Но это другая история.

Этой статьей я, пусть и запоздало, хочу ответить на вопрос болтливой женщины: «Кто такой Аарон Тейлор-Джонсон?», и помогут мне в этом три самые важные актерские работы мистера Тейлор-Джонсона.

Аарон Тейлор-Джонсон
Аарон Тейлор-Джонсон в фильме «Анна Каренина».
Фото
Архивы пресс-служб

Анна Каренина (2012)

Начнем с уже упомянутой роли молодого офицера Алексея Вронского в последней экранизации романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Замужняя Анна Каренина влюбляется в блестящего молодого офицера, уходит из семьи и, не справившись с внутренними разногласиями, бросается под паровоз – сюжетная фабула и главные герои этой трагической истории известны многим. Поэтому-то в народе и сложилось устойчивое представление о том, каким должен быть тот или иной персонаж.

Благодаря многочисленным экранизациям романа герои «Анны Карениной» уже ассоциируются с определенными актерскими типажами. Но Джо Райт берет на роль Вронского вчерашнего школьника, двадцатилетнего Аарона Тейлора-Джонсона, и этим повергает в шок поклонников романа, да и вообще всех людей, следящих за современным кинопроцессом. Как только не склоняли режиссера Джо Райта за подобный выбор, но вот фильм вышел на экраны – и оказалось, что зря все так надрывались: режиссер знал, что делал.

То, что Вронский может быть юным и белобрысым, Тейлор-Джонсон очень убедительно доказал

Да, на момент выхода фильма Аарону Тейлор-Джонсону было всего 22 года, но в свои несерьезные двадцать два он уже мужчина. Зрелый, опытный, сформировавшийся мужчина с чисто мужскими представлениями о чести и достоинстве, что он с успехом и демонстрирует в роли Вронского. Главное же, что он обладает уникальной способностью, почти утраченной современными актерами-мужчинами, - умением любить на экране. Один из моих любимых моментов фильма: ближе к  финалу Каренина устраивает Вронскому сцену за сценой, оскорбляет, подозревает, и в конце концов уходит; он смотрит ей в след и в этом взгляде, читаются и забота, и искренняя боль от невозможности чем-то помочь, и беспомощность, и бесконечная любовь. Боюсь предположить, в кого может вырасти артист, в 22 года способный сыграть такое.

К сожалению, в фильме чувственно и проникновенно любит только он один; играя Каренину, Кира Найтли все время занята собой и, потупив взор, весь фильм ковыряется в своих ощущениях. Нет, безусловно, Кира Найтли достойна этой роли, но не в паре с Аароном Тейлор-Джонсоном. Во-первых, он гораздо глубже играет, а во-вторых, между ними нет «химии». То, что Вронский может быть юным и белобрысым, Тейлор-Джонсон очень убедительно доказал, но в пару ему надо было ставить опытную женщину, которая в увлечении таким вот Вронским чередует страсть и материнскую заботу. Тем более, что Аарон Тейлор-Джонсон знает про подобные отношения не понаслышке. Его супруге, художнику Сэм Тейлор-Вуд, с которой он познакомился на съемка фильма «Стать Джоном Ленноном», 46 лет (она на 23 года старше мужа) и у них двое детей. Ну, а Кира Найтли играет девушку, которой скучно в золотой клетке под названием «семья».

Аарон Тейлор-Джонсон
Аарон Тейлор-Джонсон в фильме «Особо опасны».
Фото
Архивы пресс-служб

Особо опасны (2012)

«Особо опасны» – последняя работа пожилого провокатора Оливера Стоуна. Двое друзей, один – ботаник-вундеркинд, второй – бывший десантник, выращивают лучшую в мире травку и занимаются любовью втроем. В этом фильме Аарону Тейлор-Джонсону досталась роль юного ботаника-вундеркинда, что неудивительно; он и в жизни самый настоящий вундеркинд, который к своим 23 годам сделал столько, сколько большинству и к сорока не успеть. Если взять два снимка, на одном из которых Тейлор-Джонсон будет в роли Вронского из «Анны Каренины», а на другом – в роли Бена из «Особо опасны», то понять, что на фото изображен один и тот же человек, будет непросто. Есть такие артисты, черты лица которых в жизни кажутся смазанными и невзрачными, зато в работе от них не оторваться; а главное, в каждом фильме они абсолютно разные. Это редкость, и преклоняюсь перед таким актерским даром. Таких артистов можно пересчитать по пальцам, но кажется, теперь их стало на одного больше. Возможно, для юного Аарона Тейлор-Джонсона это преждевременный аванс, но даже по немногочисленным работам уже можно судить о его огромном потенциале. Всего за год юноша играет обворожительного русского белокурого офицера и расчетливого, прагматичного наркоторговца с дрэдами. Эти работы наглядно доказывают, что Аарон Тейлор-Джонсон обладает способностью точно поймать внутреннюю суть персонажа («зерно роли», если хотите). И поймав это ощущение, он мгновенно преображается: меняются ритмы поведения и пластика и до неузнаваемости меняется взгляд. Вронский глядит влюбленно и восторженно, а Бен – хладнокровно и пристально.

Аарон Тейлор-Джонсон
Аарон Тейлор-Джонсон в фильме «Пипец».
Фото
Архивы пресс-служб

Пипец (2010)

Роль наивного, закомплексованного, помешанного на комиксах парнишки из фильма «Пипец» Мэттью Вона больше, чем другие, соответствует реальному возрасту и мироощущению юного Аарона Тейлора-Джонсона. Герой одного из лучших фильмов про подростков, старшеклассник решает бороться с окружающей его несправедливостью, прячась за маской и зеленым костюмом супергероя «Пипца», но первая же попытка приводит юного идеалиста на больничную койку. В беспомощном, ранимом неудачнике Дейве Лизевски нет и намека на того Тейлор-Джонсона, которого мы видим в фильмах «Анна Каренина» и «Особо опасны». Опять же, стоит отдать должное актерской смелости юноши; далеко не каждый его коллега по цеху решится предстать перед зрителями в таком непрезентабельном виде, в каком предстает Аарон Тейлор-Джонсон в роли недосупергероя «Пипца». Блистать на сцене, быть неотразимым и обворожительным – вот к чему чаще всего стремятся артисты. А вот отнестись к себе самокритично и показать себя слабым, незащищенным, закомплексованным никто не торопится. Уж очень много душевных и физических усилий это требует. А вот Тейлор-Джонсон не боится. В роли Дейва Лизевски он смело бросается в заданные режиссером обстоятельства и ни секунды не задумывается о том, как он при этом выглядит. Актер не боится признаться зрителям в своих слабостях и несовершенстве. И это еще один аргумент в пользу того, что этот мальчик далеко пойдет, в отличие от некоторых рано заматеревших коллег.