Морщинистая шея и беззубая улыбка: почему «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи такая некрасивая
«Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи
Фото
Tuul and Bruno Morandi / Alamy

На большинстве всемирно известных картин с изображением Девы Марии она выглядит безупречно: мягкие черты лица, нежный взгляд и природная женская красота. Лишь одно полотно выбивается из этого ряда — «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи. В свое время оно потрясло художественных критиков и простых обывателей своей непривлекательностью. Мало того, что младенец на руках девушки выглядит несоразмерно большим, так и сама Дева Мария отталкивает своей внешностью.

Но как же так? Леонардо да Винчи — гений, написавший «Мона Лизу» и «Тайную Вечерю», которые впоследствии были признаны мировыми шедеврами. Не мог же он осквернить христианскую святыню? Давайте разберемся, зачем художнику нужно было изображать ее в таком неприглядном виде (читайте также: Тест: выберите картину Пикассо, а мы назовем вашу тайную женскую силу).

Как уже было сказано, на картине младенец Иисус выглядит просто гигантским по сравнению со своей матерью. Глупо предполагать, что да Винчи не знал, как измерять пропорции, поэтому нужно понять, что подразумевал художник под этим решением.

Дело в том, что на момент рождения ребенка Мадонне было 15 лет, то есть она была миниатюрной хрупкой девушкой. Леонардо намеренно изобразил младенца большим, чтобы подчеркнуть юность матери.

Другая любопытная деталь — неестественно высокий лоб Богородицы. Не спешите думать, что это уж точно ошибка художника — все дело в трендах. В Средние века было модно делать лоб визуально больше, сбривая волосы над ним. Для нас такая процедура выглядит если не дико, то хотя бы странно, но для средневекового жителя Европы это было лишь очередным бьюти-лайфхаком.

Морщинистая шея и беззубая улыбка: почему «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи такая некрасивая
Фото
Legion Media

Многим не нравятся морщины на шее Мадонны, якобы у святой не может быть недостатков, как у простых смертных. Однако Леонардо да Винчи считал иначе. Он опирался на внешность модели, выбранную для картины, поэтому многие ее индивидуальные черты отразил на полотне. Цель его была не просто срисовать девушку, а донести, что когда-то Мадонна была таким же человеком, как и мы. Художник заявлял через свою картину, что даже святая может быть несовершенна, и это по-своему прекрасно (читайте подробнее: Доводил до ручки: почему после романа с Пикассо женщины сходили с ума).

Вам понравится:

С той же целью творец нарисовал рот девушки таким, что он кажется беззубым и пугающим. Опять же опираясь на внешность модели, да Винчи наградил Деву Марию необычным прикусом челюсти и мелкими зубами, которые в тени кажутся и вовсе отсутствующими.

Как видите, разгадка непривлекательности Богоматери на картине «Мадонна Бенуа» кроется в замысле художника. Ему хотелось вызвать у зрителя неоднозначные эмоции, которые побудят на размышления. Поэтому можно считать творение да Винчи некрасивым или отталкивающим, но нельзя игнорировать гениальность, скрытую в его деталях