«Притяжение» (Чертаново, Москва)

Города и районы, которые стали культовыми благодаря кино
Фото
WDSSPR

В одном из эпизодов фильма Федора Бондарчука герой произносит фразу: «Вы из другой Галактики? А мы из Чертанова». Ведь там и разворачивается действие картины. Почему для истории была выбрана именно эта окраина Москвы?

— Изначально в сценарии был спальный район, а дальше идет моя история, начавшаяся еще во ВГИКе, – рассказывает Бондарчук. — Приходит время, когда студенты начинают хвалиться своими маленькими достижениями: достал камеру определенной модели, или пленки побольше, или в эпизоде у тебя снялась Рената Литвинова. А также ищут особые места для съемок. Район Чертаново уже тогда был необычным. Это 1987 год, я пришел из армии, а его строили к Олимпиаде-80 как район будущего. Структура, при которой ты заехал во двор на своей машине, поставил на парковку, купил немного продуктов в магазине рядом, отвел здесь же в сад своего ребенка… Инфраструктура идеального будущего. Представляете, как в 1987 году это выглядело? Конечно, мы ездили туда, фотографировали. Гонялись за темным небом, на фоне которого так выделялась белоснежная линейная архитектура. С тех времен я Чертаново помню. Уже во время работы над сценарием «Притяжения» выбирали фразу, которая будет звучать в картине: «Мы из Чертанова», «Мы из Бирюлева», «Мы из Химок» и так далее, и Чертаново победило. Так по совокупности причин родилось место. Сейчас я не могу представить другого района.

Никита Кукушкин (Руслан, который и говорит ту самую фразу «А мы из Чертанова!»):

— До съемок в «Притяжении» я в Чертанове не был. Знал только, что после 23 часов туда лучше не ехать. Стереотип, конечно.

А когда уже снимали, особенного впечатления район на меня не произвел. Есть интересные дома, я бы их описал как «архитектура с надеждой на светлое коммунистическое будущее». А в остальном – обычный спальный район Москвы.

Я сейчас живу в центре, но родился в Медведкове, так что, можно сказать, житель окраин. Но так сложилось, что очень мало гулял во дворе. Мой путь пролегал от дома до остановки, и дальше я уезжал в школу или театральный институт. А тратить время на районные посиделки мне было грустно и лень. Я и дрался всего раз в жизни – в третьем классе.

Фраза «А мы из Чертанова» в сценарии вызывала иронию. Мы понимали, какую реакцию она вызовет. Но если посмотреть сцену, в которой мой герой ее произносит, и то, что происходит сразу после нее, то все становится на свои места и все вопросы отпадают.

«Моя прекрасная няня» (Бирюлево, Москва)

Города и районы, которые стали культовыми благодаря кино
Фото
киностудия «Амедиа»

Строчка из заглавной песни сериала «Она работала в бутике в Бирюлеве, пока ее парень не выкинул с работы…» вмиг прославила этот район.

Константин Наумочкин, один из сценаристов и продюсеров:

— В оригинальной версии (сериал «Няня» вышел в США в 1993 году. — Прим. «Антенны») героиня жила в Куинсе – это бедный район Нью-Йорка. И нам тоже была нужна небогатая окраина. Еще учитывали, что в американском фильме есть начальная песня со словами «Она жила в Куинсе». Понимали, что и у нас, скорее всего, она будет звучать, и на всякий случай отказались от двойных и плохо рифмующихся названий вроде Южного Бутова. Долго не перебирали, остановились на Бирюлеве – такое приятное на слух и забавное название.

Снимали в киностудии «Амедиа» на Новоостаповской улице (кстати, это Южнопортовый район, недалеко от места проживания героини. — Прим. «Антенны»). В квартире Вики и ее родителей сделали проходную гостиную – классическая хрущевка. Подобрали мебель «в годах», сделали простенький кухонный гарнитур и воссоздали быт небогатых людей.

Виды из окна для декорации сфотографировали недалеко от студии, в Бирюлево для этого точно никто не ездил. Кроме того, натуру для так называемых заявочных планов – они предваряют сцену, чтобы зрителям было ясно, где будет происходить ее действие, тоже снимали не в Бирюлеве. Где оператору попадалось то, что нужно, там и снимали. Для эпизодов в квартире Вики сняли фасад самой типовой пятиэтажки.

И бутик, в котором в начале фильма работает героиня, на самом деле находился не в Бирюлеве. Этот небольшой магазин с вывеской снят был так аккуратно, чтобы не попали в кадр никакие другие узнаваемые названия.

А вот дом Шаталиных, который по сюжету находится в престижном районе в центре Москвы, оказался узнаваемым. Это не жилое, а офисное здание неподалеку от улицы Чаянова. Когда сериал вышел в эфир, поклонницы (а это в основном девочки-подростки) организовали паломничество в Москву, разыскали дом героя и потом на сайте «Няни» в комментариях писали, что никакой квартиры Шаталиных там нет, и вообще сокрушались, что их не пустили внутрь. Это было смешно и, конечно, говорило о большом реализме нашего продукта.

А вот реакция жителей Бирюлева была неоднозначной. Одни возмущались: «Что у вас за хабалки? У нас таких нет». Спрашивали, чего мы так прицепились к этому месту. А кто-то, и таких все же было большинство, наоборот, благодарил за то, что прославили их район.

«Марьина Роща» (Москва)

Города и районы, которые стали культовыми благодаря кино
Фото
stargal/фотобанк «Лори»

Сейчас Марьина Роща – достаточно спокойный район, а в послевоенной Москве была самым преступным и хулиганским местом.

Александр Хван, режиссер:

— Если помните, именно в Марьиной Роще происходят события фильма «Место встречи изменить нельзя». Из этих соображений ее и выбрали местом действия нашей картины.

Самое интересное, что Марьину Рощу мы снимали совсем в другом городе. В современной столице невозможно снимать даже Москву 90-х, не говоря уже о послевоенном времени. Работали в Калуге. Нам повезло, была возможность разместить много объектов в одном здании. Там есть замечательное место – полотняный завод, бывшее имение семейства Гончаровых. Сохранилось здание барского дома, абсолютно пустое. Наши художники сделали там декорации семи объектов, в том числе всех комнат коммуналки.

Никаких московских примет воссоздавать не пришлось, потому что после войны Марьина Роща была полудеревней, и с тем, что сейчас находится в этом районе, у нее нет ничего общего. Правда, мы ухудшали картинку, создавая мрачное пространство: дождик лили, например. Калуга – комфортный и замечательный город и к атмосфере фильма не имеет никакого отношения.

Евгения Крюкова (Нина, скупщица краденого и возлюбленная главного героя, милиционера Трошина):

— Я хоть и москвичка, но с Марьиной Рощей у меня, к сожалению, не связано никаких воспоминаний, кроме нашего фильма.

«На углу, у Патриарших» (Патриаршие пруды, Москва)

Города и районы, которые стали культовыми благодаря кино
Фото
Игорь Рожков/фотобанк «Лори»

Один из первых российских сериалов про уголовный розыск снимали в центре города, в месте, воспетом еще Булгаковым

Игорь Ливанов (милиционер Сергей Никольский):

— В фильме было много натурных съемок. Вся территория от Тверской до Арбата, можно сказать, принадлежала нам. Все было натурализировано, поскольку мы взаимодействовали с местным 108-м отделением милиции. Приходили туда, с его сотрудниками выезжали на вызовы. Мы проникали в их жизнь, они – в нашу (бывший в то время начальником отделения Владимир Колокольцев, ныне министр внутренних дел РФ, даже снялся в одном из эпизодов. — Прим. «Антенны»).

Во время съемок я уже работал в Театре Луны, который тогда находился на Патриарших прудах. Многие партнеры по театру тоже снимались в фильме, так что мы все вместе шли с репетиций на съемки, со съемок – на спектакль, и это было здорово. Более того, у меня и жена будущая работала на Патриарших. И когда мы снимали, она выходила на балкон и наблюдала за нами.

Патриаршие пруды и в то время были красивыми, может быть, даже «теплее», чем сейчас, потому что в той не совсем убранности была домашняя, а не парадная обстановка. Эта аура сохранилась. Сейчас тоже там бываю, для меня это родное место и, пожалуй, самое любимое в Москве.

«Лиговка» (Санкт-Петербург)

Города и районы, которые стали культовыми благодаря кино
Фото
архив пресс-служб

Действие сериала разворачивается в эпоху нэпа, в середине 1920-х годов. Место действия – самый криминальный район Ленинграда Лиговский проспект.

Лиговка тогда имела дурную репутацию, законопослушные граждане тут предпочитали не селиться. Главным местом встречи криминального люда был трактир «Бристоль», расположенный недалеко от нынешней станции «Лиговский проспект» и Обводного канала. Так, в помещении гостиницы «Октябрьская» на Лиговском проспекте в советское время находилось Государственное общежитие пролетариата, куда свозили беспризорных детей и подростков, промышлявших грабежами. Неблагополучная ребятня гордо именовала себя гопниками – слово родом с Лиговки. Во дворах-колодцах проходили бандитские сходки, тут же находились малины – притоны воров.

Впрочем, ни «Бристоль», ни знаменитые лиговские дворики, в которых прохожий мог лишиться кошелька, а то и жизни, сейчас днем с огнем не найти. Некогда криминальный центр Северной столицы превратился в район с фешенебельными отелями и модными бутиками.

— История у нас была выдуманная, киношная. Поэтому и цели добиться полного исторического сходства не было, – говорит режиссер сериала Алексей Мельник. — Поскольку нам нужна была Лиговка краснокирпичная, декорации строили на территории одного из старейших промышленных предприятий Петербурга «Красный треугольник», где производили резиновые изделия – шины и сапоги. Он находится в нескольких кварталах от проспекта, на Обводном канале.

— Лиговский проспект я прекрасно знал и до съемок в сериале. Когда-то прямо у одноименной станции метро был магазинчик «Диез», любимое место ленинградских меломанов, – вспоминает сыгравший в сериале Андрей Федорцов. — Мы любили прогуляться до него от площади Восстания. Конечно, в те годы место это было мрачноватое. Помню, как в начале 90-х отговаривали сокурсников снимать квартиру на Лиговке. Даже после развала Советского Союза район имел репутацию криминального.

«На Тихорецкую…» (Краснодарский край)

Название небольшой станции Северо-Кавказской железной дороги (сейчас это город Тихорецк) сейчас известно, наверное, каждому жителю России после того, как Алла Пугачева в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» исполнила песню «На Тихорецкую состав отправится».

Ее автор – родившийся на Кубани поэт и драматург Михаил Львовский. Среди его друзей ходила такая версия рождения шлягера: якобы стихотворные строчки «На Тихорецкую» он посвятил актрисе Валентине Архангельской, с которой познакомился в этом кубанском городе. А когда в 1942 году красавица вышла замуж за его друга Александра Галича, поэт отменил посвящение. Возможно, это лишь красивая легенда.

Впервые песня прозвучала в 1962 году сразу в двух постановках пьесы Львовского «Друг детства»: в московском «Современнике» на музыку Геннадия Гладкова и в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола на музыку Микаэла Таривердиева.

Последний вставил «На Тихорецкую» в свою оперу «Кто ты?», поставленную в учебном театре ГИТИСа. Ее услышал и оценил Эльдар Рязанов, пригласив Таривердиева писать музыку к «Иронии судьбы». И кстати, эта песня единственная, которая специально не была написана для фильма. Известно, что ее любил Владимир Высоцкий и частенько исполнял на дружеских посиделках и даже концертах.

Что же касается железнодорожной станции Тихорецкая, то она существует до сих пор. Правда, старинное здание вокзала уже несколько лет на реконструкции и обнесено забором. Но строители обещают, что внешний вид после реставрации платформа не поменяет, и еще не одно поколение пассажиров, едущих мимо Тихорецкой, будет любоваться им и вспоминать строчки песни.

«Реальные пацаны» (г. Пермь)

Города и районы, которые стали культовыми благодаря кино
Фото
Павел Филимонов

Приезжая в город, туристы часто просят провезти их по местам съемок сериала.

— Это изначально была история о провинциальном городе, о простом парне Коле, который разрывается между жизнью «на районе» и миром гламура. Было здорово, что съемки сериала проходили в Перми, вся страна увидела наши улицы и площади, услышала их названия, – рассказывала режиссер Жанна Кадникова. — Эпизодические роли играют простые пермяки. В сериале зрители видят родственников и знакомых.

Сегодня гости города могут заглянуть на автомойку Антохи и Вована, в университет Леры или в магазин игрушек, где она согласилась стать женой Коляна…

Адрес дома Коляна знает каждый пермский таксист. Главный герой сериала жил здесь в первых сезонах, а его мама Марина с мужем Арменкой до сих обитают по ул. Монастырской, 171. Здание – памятник архитектуры под названием «Дом грузчика». Дело в том, что в 1920—1950-е годы его строили как общежитие для работников Камского речного порта. Колян поселился в этом доме случайно: просто один из членов съемочной команды предложил для съемок недавно купленную квартиру, в которой не успел сделать ремонт. Жилье сохранило шарм 1960-х годов, что сыграло на руку бутафорам: в квартире не стали ничего менять, даже старые обои сохранили.

С первого сезона в заставке в начале каждой серии можно видеть надпись «Счастье не за горами». Это автоматически сделало арт-объект самым узнаваемым в Перми. Не зря кадры со «Счастьем» появились в фильме «Географ глобус пропил» с Константином Хабенским и клипе Канье Уэста на песню White Dress! Автор проекта – художник Борис Матросов. Найти «Счастье не за горами» просто: оно размещено на берегу Камы перед зданием бывшего Речного вокзала. Туристы обязательно приезжают на набережную, чтобы сделать селфи. Особенно красивые кадры получаются весной, когда вода в Каме поднимается и надпись отражается в речной глади.

«Котенок с улицы Лизюкова» (Воронеж)

Города и районы, которые стали культовыми благодаря кино
Фото
Юлия Евтеева

Придумал забавную историю про обаятельного котенка детский писатель Виталий Злотников, который был родом из Воронежа.

Режиссером анимационного фильма стал автор легендарного «Ну, погоди!» Вячеслав Котеночкин. Кстати, на улице Лизюкова жила теща сценариста со своим котом Бегемотом, но до последних дней жизни Злотников так и не признался, кто из родственников является прототипом главного героя мультфильма. Возможно, Васька – это автопортрет самого писателя, который напоминал большого ребенка.

Котенок давно уже стал брендом Воронежа. А 14 лет назад мультгерой получил постоянную прописку. Бронзовый Василий со своей подругой вороной поселились на двухметровом железном дереве. Конечно, искать скульптуру нужно на улице Лизюкова. Многие знаменитости, приезжающие на гастроли в Воронеж, с удовольствием делали селфи с Васькой. Наталия Орейро теперь носит футболку с принтом в виде котенка с улицы Лизюкова, а квартиру Томаса Андерса украшает тарелка с изображением Василия.

В этом году воронежские аниматоры студии Wizart Animation (создатели трилогии про «Снежную королеву») вместе с «Союзмультфильмом» готовят продолжение советского мультфильма про кота Василия. Это будет 12-минутная 3D-короткометражка. Сиквел снимали по сценарию Виталия Злотникова, который еще при жизни придумал вторую часть. По замыслу писателя Васька на этот раз отправляется в путешествие по Австралии. «Несмотря на то что продолжение мультфильма мы снимаем в формате 3D, – рассказал продюсер студии Wizart Animation Владимир Николаев, – стилистика героев первого „Котенка с улицы Лизюкова“ полностью сохранена. Город, конечно, изменился за 28 лет, поэтому в новой версии появятся современные знаковые воронежские места: главный корпус Воронежского университета, Адмиралтейская площадь, проспект Революции».