К примеру, Мария Огненная из Москвы во время декрета ушла из журналистики в консультанты по материнству и ведет успешный блог. А Наталья Прозорова из Саратова ушла из «Газпрома» и запустила косметический бизнес. Женщины рассказали, как начать продавать товары и услуги в Instagram с минимальными вложениями.

Мария Огненная

Блогер, основатель бренда Lamama

www.instagram.com/lamama_gv/

Из журналистов — в консультанты

Около 10 лет я работала в ведущих федеральных СМИ в Москве, в декрет уходила с руководящей должности. В декрете полностью погрузилась в материнство и поняла, что эта тема мне интересна.

В сентябре 2019 года я прошла курсы консультанта по грудному вскармливанию, а уже в ноябре собрала команду из 15 человек и готовилась запустить блог об уходе за детьми до трех лет. Идея была в том, чтобы вместе с психологом и профессиональными консультантами рассказывать молодым матерям, как жить с маленьким ребенком.

К блогу я подошла ответственно: завела бизнес-профиль, заказала логотип у дизайнера, утвердив его с командой, и мы начали вести Instagram. Мне пришлось быть и редактором, и администратором, и руководителем. Обязанности мы разделили так: я создаю контент-план и руковожу всем процессом, распределяю заявки среди консультантов, каждый день публикую посты и сториз, а девочки из команды пишут посты и консультируют пришедших клиентов.

Как привлекали подписчиков

Как открыть бизнес в декрете
Фото
Пресс-служба

Название проекта выбирали недолго. В голове крутилось «мама-лама», «лама-мама». В итоге мы остановились на лаконичном Lamamа ничего похожего на тот момент в Instagram не было.

Первый пост в блоге появился незадолго до карантина, 11 марта 2020 года. И практически сразу же нас стали комментировать. Уже через несколько месяцев под постами собиралось по 100-200 комментариев, в Сторис при семи тысячах подписчиков бывало по 3,5 тысячи просмотров. В среднем в блог ежемесячно приходило около тысячи человек.

Мы старались выбирать интересные дискуссионные темы, чтобы посты набирали много лайков и комментариев. Мамы, которые сталкивались с проблемами в материнстве, стали стучаться к нам в директ с первых недель существования блога. Сначала было по одной-две консультации в день, в какие-то дни по пять, в среднем ежемесячно было до 60 заявок.

Сколько можно заработать

Фото №1 - Рассказывают мамы: как строить бизнес в декрете
Фото
Пресс-служба

Бюджета на запуск у нас не было, поэтому в первое время на дизайн и рекламу я тратила свои деньги, продвигала уже вышедшие посты. Логотип стоил шесть тысяч рублей, продвижение в Instagram — пять тысяч в месяц. Сейчас на таргет мы тратим 12% от дохода.

Первые деньги на персональных консультациях удалось заработать почти сразу. Сначала консультировали за донаты, затем установили фиксированную цену и постепенно ее повышали. На втором-третьем месяце я зарабатывала от пяти до десяти тысяч рублей в месяц, затем было 15-25 тысяч, сейчас доход больше в несколько раз. Также мы зарабатываем на видеокурсах и обучающих лекциях для мам. Например, рассказываем, как организовать сон ребенка до года.

Работаем мы официально. Чтобы принимать оплату и платить налоги, я оформила «Самозанятость» через «Сбербанк Онлайн». Платежи поступают мне на карту, в начале каждого месяца я плачу налоги. Это удобно делать через приложение, которое само все считает. Внутреннюю бухгалтерию мы ведем сами.

Наталья Прозорова

Блогер, основатель косметического бренда Greena Avocadova

www.instagram.com/greena_avocadova/

Из «Газпрома» — в косметический бизнес

По образованию я биохимический физик. До декрета работала в «Газпроме» в Саратове, но всегда мечтала делать свою косметику. В 2014 году в декрете я занялась изучением этого вопроса.

У меня было время не только осознать, что я хочу делать на самом деле, но и попробовать. Я собрала информацию по поставщикам, сырью и технологиям. Познакомилась со многими профессиональными косметическими технологами. Выйти на рынок я решила в конце 2019 года, когда ребенок уже подрос. Оформила ИП и арендовала помещение в Саратове. Тогда же у меня появилась страничка в Instagram и первые договоренности с продавцами.  

Для названия бренда и ника в Instagram я придумала имя девочки, которую заботят вопросы экологии — так же, как меня. Это философия бренда. Я хотела донести до аудитории идею отказа от пластика и решила производить твердые шампуни, бальзамы и другую косметику в биоразлагаемой упаковке.

Из магазина в Instagram

Фото №2 - Рассказывают мамы: как строить бизнес в декрете
Фото
@greena_avocadova

Изначально я делала ставку на офлайн-продажи, хотела сотрудничать с магазинами, успела поработать с одним из саратовских торговых центров. Но ситуация с пандемией заставила меня пересмотреть стратегию. Склады с сырьем пустели, цены росли, спрос упал. К счастью, арендодатель помещения, где мы производили косметику, согласился снизить арендную плату.

Я решила прокачать онлайн-продажи в Instagram. оставалось только настроить платежи. Раньше я не знала, что в Instagram можно подключить платежи, а сайт создавать не хотела. Я стала изучать информацию в интернете и попала на сайт ЮKassa, где все очень подробно и просто написано. Мы быстро подключили платежи и буквально через пару дней начали работать. Продажи пошли сразу. Также я сделала рекламу продукции на сайте «Экоголик», где была ссылка на мой Instagram.

Бухгалтерию я тоже решила вести через ЮKassa. Мне было тяжело заниматься учетом денег, хотелось, чтобы все было автоматизировано. Сейчас я захожу в личный кабинет и сразу вижу, куда ушли деньги.

На рынок с одним продуктом

Фото №3 - Рассказывают мамы: как строить бизнес в декрете
Фото
@greena_avocadova

Из-за ограничений в финансах я вышла на рынок с одним продуктом — твердым шампунем. Ставка была сделана на натуральный состав. Сейчас у нас уже 10 продуктов.  На запуск бизнеса было около 300 тысяч рублей, но пришлось еще потратиться.

Через полгода после старта прибыли не было, но обороты росли и приближались к 70 тысячам рублей. В неделю мы продавали около 15 товаров. За два года существования бизнеса нам удалось запустить еще несколько продуктов и сделать огромный скачок. Наша команда и оборот выросли примерно на 30%.

В начале средний чек за покупку в онлайне был 600-800 рублей, при этом товары стоят по 300-400 рублей. Чем больше у нас продуктов, тем выше становится средний чек.

Как найти свою аудиторию

Чтобы быть успешным в Instagram, нужно постоянно следить за алгоритмами, которые часто меняются. Нужно пробовать разные методики: снимать Reels, ставить активные ссылки в сториз и т. д.

Самое главное — это регулярность. Важно не просто выкладывать посты, сториз, Reels — важно делать контент интересным и разнообразным. На начальном этапе мы часто обращались к блогерам, проводили розыгрыши, коллаборации, подключали таргет.

Еще мы разработали специальный тест с вопросами и предложили нашим подписчикам его пройти в обмен на хорошую скидку. Больше 200 человек согласились. Так мы получили подробную информацию о наших покупателях, об их потребностях и проблемах. Потом мы подробно проанализировали эти данные и составили портреты нашей целевой аудитории.

Мы также обратились за комментарием к эксперту, который дал несколько советов мамам, желающим начать свое дело в декрете.

Дмитрий Кармишин

Дмитрий Кармишин

Коммерческий директор ЮMoney

Стоит всегда ставить цель на доход, чтобы рассчитать, сколько нужно денег и времени, чтобы произвести товар или предоставить услугу. Например, вы ведете в Instagram блог для мам и хотите зарабатывать 50 тысяч рублей в месяц. Ваши консультации стоят 2,5 тысячи рублей, лекции — три тысячи рублей. Посчитайте, сколько консультаций и лекций вам нужно продать за месяц, чтобы заработать эту сумму.

Важно понимать, что блог в Instagram требует ежедневной работы. Совмещать декрет и бизнес не так просто, поэтому есть смысл потратить отпуск на подготовку почвы для будущего бизнеса или заручиться поддержкой близких. Если вы просто ведете блог, как Мария, то вся работа может поместиться в телефоне. А если вы выходите на собственное производство, то придется администрировать и контролировать еще и этот процесс.

Упростите себе жизнь, отдав на аутсорсинг некоторые бизнес-задачи, например ведение бухгалтерии.

Самозанятым можно работать в ЮSelf. В личном кабинете сервиса есть возможность встать на учет в налоговой, создавать чеки, оплачивать налоги. Сюда же поступают уведомления и налоговые расчеты от ФНС. Налог на доход начисляется только по тем поступлениям, по которым пользователь регистрирует чек. Сервис позволяет также взаимодействовать с платформами для фрилансеров.

Когда ведешь блог, нужно быть готовым к критике. Люди с убеждениями, не похожими на ваши, могут писать вам в директ, оставлять негативные комментарии, могут даже оскорблять. Подготовьтесь к тому, что обратная связь будет не только положительной.