Чему на самом деле ребятишки учатся в детских садах Великобритании
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

О том, как устроена система дошкольного образования в Великобритании, рассказала британский педагог-эксперт, сооснователь и руководитель детского сада Britannia School в Москве — миссис Холли Робертс.

Особая система

Дошкольные учреждения Великобритании работают по особой образовательной программе — Early Years Foundation Stage (Британская программа раннего развития). Она считается одной из самых совершенных в мире, своеобразным золотым стандартом.

По этой программе обучают деток с 0 до 5 лет, а главное ее преимущество состоит в том, чтобы развитие ребенка не только соответствовало его возрасту, но и чтобы каждый ученик смог реализовать весь свой всесторонний потенциал. Это помогает детям раскрыться, не ограничивая их возможности.

По мнению британских педагогов, опыт ребенка в раннем возрасте должен быть счастливым, активным, захватывающим, веселым и безопасным.

Процесс обучения построен на потребностях ребенка, и его же любознательность движет им в поисках новых открытий. Требования EYFS четно определяют, какими навыками и знаниями должен обладать ребенок в том или ином возрасте. Например, к пяти годам дети должны писать полные предложения, уметь складывать и вычитать и определять время.

Чему на самом деле ребятишки учатся в детских садах Великобритании
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Баланс игры и учебного процесса

В отличие от широко известной системы Монтессори, где акцент сделан на том, чтобы ребенок сам был центром своего обучения, британская программа раннего развития основана на балансе между учителем и учениками.

Педагоги в британских садах стараются создавать игровую обучающую среду и воспитывать в детях тягу к обучению и постоянному самостоятельному развитию навыков. Они вступают в процесс только там, где ребятишкам требуется новая порция знаний и идей. Таким образом, достигается баланс между инициативами учителя и ученика, естественным образом упрощается получение главных навыков.

Проще говоря, Британская система раннего образования идет по четкому утвержденному и продуманному заранее плану, но при этом сам ребенок думает, что в саду он просто играет.

Чему на самом деле ребятишки учатся в детских садах Великобритании
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

От главного к второстепенному

Учебный план в британских садиках разбит на 3 основных и 4 второстепенных области направления. Они определяют участие педагогов в играх и занятиях ребенка по мере освоения новых навыков и получения знаний (читайте также: Сказка или каторга: какими были детские сады в СССР).

Все эти элементы сочетаются для обеспечения насыщенного и всестороннего развития ребенка, предоставляя ему возможность стать более уверенным в своих знаниях и, в конечном итоге, чувствовать себя подготовленными к школе.

Первичные области развития:

  • Личное, эмоциональное и социальное и развитие

Дети учатся правильно себя вести, управлять чувствами и эмоциями, развивают социальные навыки. Важный фактор — научить ребенка принимать себя как часть общества, быть уважительном к другим и при этом вырастить его уверенным в себе человеком.

  • Навыки коммуникации

Развитие речи – это первоочередная задача. Кроме изучения слов и словосочетаний, важно прививать детям навыки самовыражения и способам общения в различных случаях и ситуациях.

  • Физическое развитие

Здесь основные усилия направлены на то, чтобы приучить ребенка к активному образу жизни, развить координацию и подвижность, научить обращаться с различными предметами. Очень важно с детства приучать ребят к регулярным физическим нагрузкам. Кроме того, в британских садах детей учат самостоятельно заботится о себе, и даже приучают к здоровому питанию.

Вторичные области развития:

  • Грамотность

Детям дают первые навыки чтения и письма, учат пользоваться книгами и другими источниками текста, в том числе электронными.

  • Математика

Британских детей, как и во всем мире, учат считать, складывать и вычитать, и даже решать простенькие арифметические задачки. Отдельное внимание уделяется изучению форм и единиц измерения.

  • Представление об окружающем мире

Каждый ребенок учится познавать мир вокруг. Дети наблюдают за окружающей средой, исследуют природные явления, изучают других людей и их сообщества.

  • Изобразительное и прикладное искусство

Малыши изучают вещества и материалы, развивают воображение. В саду дети слушают музыку, поют и танцуют, рисуют и лепят. Очень часто малыши принимают участие в небольших театральных постановках.

Контроль развития

Когда ребенку исполняется четыре года, педагоги делают контрольный срез приобретенных им знаний и освоенных навыков. Это позволяет получить четкое понимание, как дальше скорректировать его развитие (читайте также: Почему в Южной Корее вместо воспитателей в детских садах работают роботы).

Чему на самом деле ребятишки учатся в детских садах Великобритании
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Полная безопасность

В рамках Британской программы раннего развития разработан стандарт обеспечения благополучия, которому должны следовать все образовательные организации. Основные его требования это процентное соотношение количества педагогов на определенное число детей, руководство по обеспечению здоровья и безопасности, информация об оценке рисков.

Например, площадки для прогулок обязательно должны быть огорожены заборчиком, чтобы дети не могли убежать. А все игровые элементы продуманы так, чтобы ребенок не смог сильно удариться или пораниться.

Кроме того, педагоги проходят курсы оказания первой помощи, при этом сотрудники не имеют права давать детям какие-либо лекарства. Также им запрещено отдавать ребенка взрослому человеку, с которым они не знакомы.

Чему на самом деле ребятишки учатся в детских садах Великобритании
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Родители и педагоги

Важная часть образовательного процесса — крепкие отношения сотрудничества между родителями и педагогами. Родителей просят обязательно поддерживать обмен информацией и обсуждать все, что имеет отношение к благополучию ребенка.

Например, если чадо плохо спит по ночам или чрезвычайно радо приезду бабушки: все, что может повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Педагоги должны быть к этому готовы. По пятницам родителям сообщают о том, что дети изучали на этой неделе и что они будут делать на следующей, а также о любых важных изменениях, мероприятиях и дополнительных заданиях на дом.

Чему на самом деле ребятишки учатся в детских садах Великобритании
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Домашние задания

Да, в британских детских садах есть домашка! Например, в младших и средних группах дети учатся дома самостоятельно одеваться и обуваться. Родители могут активно участвовать и вовлекать детей в темы, изучаемые в детском саду.

В старших и подготовительных группах родителей просят обращать внимание на произношение ребенком букв и их сочетаний, слушать, как ребенок читает. Обычно мамам и папам рассылают список книг для чтения дома и просят заполнять читательский дневник.

Четыре принципа, на которых построено британское дошкольное образование:

  1. Уникальность. Все дети уникальны, а учиться и развиваться они способны буквально с первых дней после появления на свет.

  2. Позитивность. Каждый малыш должен становиться сильными и независимыми, а задача окружающих — обеспечить ребенку безопасные условия и доброжелательную среду.

  3. Вдохновение — все, что окружает ребенка, играет ключевую роль в его образовании и развитии.

  4. Обучение и развитие — все дети по-разному растут и развиваются, и в этом процессе нет второстепенных вещей.

Мифы про британское образование

  • Главное в британской дошкольной программе это изучению английского языка.

Это неверно. Главная особенность программы — обучение через игру. Да, программа идет на английском, но имеет своей целью всестороннее развитие ребенка. Дети счет и грамоту, развиваются физически и социально.

  •  В британских садах недостаточно заботятся о детях.

Такое мнение иногда можно встретить. На самом деле педагоги в Британии ставят во главу угла развитие у детей независимости, но это не значит, что о них заботятся меньше, чем в других странах и дошкольных учреждениях.

  • Британские педагоги очень строгие и не дают детям быть детьми.

Все наоборот! Главная особенность британской дошкольной программы — это игровое обучение. Ребятам не нужно постоянно сидеть за партами в классах, они думают, что просто играют.

Холли Робертс

Британский педагог, основатель и руководитель собственного британского детского сада в России Britannia School

Сайт