Тибетская мудрость не могла не распространиться на такую важную сферу, как воспитание детей. Согласно буддийскому верованию, человек приходит в этот мир с важной миссией — отработать прежние грехи и жить в гармонии с природой. Поэтому детей воспитывают, обучая их, с одной стороны, смирению, покорности и уважению, с другой — самодостаточности, чтобы малыш вырос в полноценную личность, достойного члена общества. Многие наверняка видели в сети коллажи из двух фото: ребенок на Западе нежно держит в руках смартфон, а азиатский малыш — птицу. Природа и гармония с ней в Тибете — то, что учат ценить людей с раннего детства.

По азиатской системе воспитания на детей нельзя кричать и поднимать на них руку. Считается, взрослый бьет ребенка только по одной причине — потому что малыш  не может дать сдачи. Физически наказывать ребенка грешно. А еще тибетцы не пытаются своим примером воспитывать детей — гораздо эффективнее рассказывать малышу поучительные притчи.

Но главный секрет тибетского воспитания — смена принципов поведения родителя в зависимости от возраста ребенка. Существует четыре ступени воспитания.

Первый этап — до 5 лет: относиться как к царю

воспитание детей на Тибете
Фото
Legion Media

До пяти лет к ребенку нужно относиться как к царю, гласит первый принцип тибетского воспитания. Родители в эти годы примеряют на себя роль поводырей и помощников. Это время познания и смелых открытий. Важный период, когда родителям нельзя  устанавливать миллионы запретов. Все «нельзя» мать и отец должны заменить объяснениями, разговорами. Капризы тоже не отменяют — слезы и крик считаются естественными для ребенка такого возраста. Успокаивать малыша нужно переключением внимания.

Марина Начкебия

Марина Начкебия

Психология

Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт

Тибетская мудрость, как и все народные пословицы, поговорки, несут в себе скорее символический, а не буквальный смысл. Действительно, первые годы жизни ребенок напитывается безусловной родительской любовью, принятием, своим всемогуществом. Именно это насыщение ему позволяет ощущать себя безопасно, с доверием и интересом изучать себя и окружающий мир. Но и в этот ранний период малыш уже сталкивается с некоторыми ограничениями: если укусить маму — она уберет грудь, ей больно; что-то нельзя трогать — это опасно; если забирать игрушки у других детей и бить их, с тобой не будут играть и так далее.

Родители не всегда в силах выполнить все желания ребенка, да и не всегда это необходимо самому ребенку.

Скорее в чем он нуждается и что точно в силах родителей — быть рядом, понять, разделить переживания, пускай даже злость на нас же, родителей, дать возможность понять ребенку, что с ним происходит. Через такое понимание ребенок воспринимает себя и окружающих целостно, социализируется. Для удовольствия уже мало только быть, уже нужно постараться и увидеть результат, — объясняет  Марина Начкебия.

Второй этап — с 5 до 10 лет: относиться как к рабу

воспитание детей на Тибете
Фото
Legion Media

Сюсюканье и потакание всем запросам ребенка родители меняют на строгость. Этот период тибетского воспитания называют «периодом рабства», не путать с жестокостью и деспотизмом. Речь идет скорее о дисциплине. Тибетцы считают, что с 5 лет ребенка уже нужно загружать заданиями, в меру, конечно, но обязанности у малыша уже должны быть: помогать родителям, обучаться. В семье появляются списки дел конкретно для ребенка. Такая методика имеет четкое обоснование. В этом возрасте ребенок начинает испытывать тягу к знаниям — у него появляется миллион «почему» в день. Вместо того, чтобы отвечать на вопросы ежесекундно, тибетские родители формируют образовательную среду, в которой чадо начнет самостоятельно получать знания и важный опыт.

— К 6-8 годам (младший школьный возраст) при благоприятном раннем периоде развития все необузданные эмоции постепенно угасают. Ребенок уже понимает разницу между «думать» и «делать», между фантазией и реальностью. На первый план выходят такие задачи, как развитие способностей к обучению, накоплению информации, развитие познавательной сферы, творческих способностей. Этот период благоприятен для того, чтобы научить детей учиться, получать удовольствие от образовательного процесса, от труда, — объясняет клинический психолог Марина Начкебия.

Именно в этом возрасте формируется удовольствие от процесса обучения.

Если внешние стрессы, такие как школьная адаптация, новый опыт общения и конкуренции со сверстниками, страх критики, оказываются терпимыми для ребенка, он находит в себе силы с ними справляться, то он вовлекается в новый интересный мир знаний, познания мира, нового себя. Если же сформированных защит недостаточно, могут появиться тенденции к навязчивостям, агрессивные проявления, сложности в усвоении школьного материала. В этом случае «рабство» — чрезмерная строгость со стороны родителей — лишь усилит тревожные состояния ребенка, — предупреждает эксперт.

 

Третий этап — с 10 до 15 лет: относиться как к равному

воспитание детей на Тибете
Фото
Legion Media

Это период формирования у ребенка самостоятельности и независимости мышления, считают в Тибете. Поэтому родители не навязывают свои советы, не пытаются учить, «потому что старше и лучше знают». Прямых запретов стараются избегать. Главный принцип — относиться как к равному. Понятно, что десятилетний ребенок уступает маме с папой по многим пока вопросам, у него меньше опыта и знаний. Но относиться к нему уже нужно как к равному, но с учетом, что он пока не есть равный родителю.

В 12-14 лет ребенок переживает переходный возраст, и такой подход в общении с родителями, как на равных, помогает сформировать доверие в семье. Если маме с папой и нужно донести какую-то мысль до чада, то они делают это очень аккуратно, не с напором и требованиями, а мягко, не подавляя волю маленького человека.

В подростковый период происходит поиск себя, своего места, личностное становление, вся семья проходит этап отделения ребенка от родителей, в том числе через свержение авторитетов, что облегчает утрату себя как ребенка и тех прежних родителей, детства. Ребенок по-прежнему нуждается в поддержке родителей, но уже сложнее на нее претендовать. Возникает потребность уйти от базового чувства одиночества. Для кого-то это будет хобби, спорт, внимание к здоровью и телу, в более патологических вариантах различного рода злоупотребления, самодеструктивное поведение, пищевые расстройства и прочее. Все эти процессы носят скорее бессознательный характер, поэтому зачастую просветительские беседы, беседы о морали оказываются бесполезны, — говорит Марина Начкебия.

Четвертый этап — с 15 лет: относиться с уважением

воспитание детей на Тибете
Фото
Legion Media

Если до 15 лет в Тибете к ребенку относятся как к равному, то с 15 он уже становится родителям равным. Фактически это означает, что процесс воспитания завершен. Подросток в этом возрасте уже сформировавшаяся личность, и невозможно в нем что-то уже изменить, остается только пожинать плоды своего родительского труда. Но четвертый этап во взаимоотношении ребенка и родителя существует,  и он не менее важен, чем остальные. Он основан на уважении ребенка и принятии его принципов, интересов, увлечений. Отныне это единственное, что могут дать мать и отец своему чаду. Это уважение и принятие родители должны сохранить всю оставшуюся жизнь, уже не пытаясь назиданиями или похвалой изменить поведение сына или дочери.

— Итак, как мы видим, для безопасного и благополучного роста и развития дети нуждаются как в принятии, поддержке со стороны родителей, уважении к себе, своим границам, так и в принятии ограничений и правил, — объясняет  Марина Начкебия. — Родители постепенно становятся для ребенка не только внешними фигурами для ориентации, но и внутренним родительским голосом. Как он зазвучит, плоды родительского труда будут напрямую зависеть от их возможности вовремя почувствовать потребности своего ребенка, возможности одновременно видеть в нем и царя, и раба, равного себе, уже с первых дней его жизни.