Как социальные сети влияют на детей
Фото
Legion Media

Вот живешь ты душа в душу со своим ребенком. Выкормил, выходил, социализировал, первый гаджет купил годам к семи. Чадо смотрит мультики, видео. И в какой-то момент ты понимаешь, что ребенок долго не реагирует на призыв дойти до кухни и поесть и не только кашу, но и мороженое.

А потом он начинает строить рожи, декламировать очень странные тексты, цитируя непонятных «инфлюэнсеров», репетировать перед зеркалом какой-то Drop Challenge под музыку Beyoncé для того, чтобы «запилить и залить» видео в TikTok, Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) или Likee. И ты перестаешь узнавать своего ребенка. И понимаешь: что-то пошло не так.

В этот момент обычно уже бывает сложно: прочная эмоциональная связь между ребенком и родителем уже потеряна, на чадо влияют другие лидеры мнений, и семья для него стала «базой», где он ест, спит, и откуда он (она) выходит в интернет. Разговоры по душам, книги, театр, концерты, совместные прогулки — все идет прахом, и тебе кажется, что все безнадежно упущено.

Но не все так фатально. Просто интернет и соцсети — это неизбежность. Из этого стоит и исходить. А к врагу, говорят, надо держаться ближе.

В обычной московской школе, где учится мой ребенок, я не могу просто открыть бумажный дневник и посмотреть, что задано. Потому что дневник уже электронный, все онлайн. Все сообщения между родителями и учителями — в  сети. Родительский чат — в WhatsApp (это с учителями) и в Telegram (без учителей), родительские собрания — в Zoom. Все вокруг в сети, и если этот слон уже в комнате, то как его не заметить-то? То есть мы не можем притвориться, что интернета нет и все будет как раньше. Не будет. Значит — надо решить, как к этому относиться.

Вариант 1

Никак. И результат мы уже описали выше: эмоциональную связь с ребенком ты потеряешь очень быстро, и твоя маленькая радость, еще недавно пахнувшая молоком, станет чужим человеком, сожителем на иждивении.

И ты не сможешь повлиять на его воспитание, (этим займутся его друзья в онлайне и фолловеры из числа одноклассников и знакомых «на районе»). Однако помним, что ответственность за его/ее поведение, действия и поступки до достижения ребенком совершеннолетия несешь ты.

Вариант 2

дети и соцсети
Фото
Legion Media

Тотальный запрет. Не покупать гаджет, и все. Контролировать каждый шаг. Не выпускать из дома. Это тоже чревато проблемами. Все друзья, преподаватели, родители — в сети. Чаты школьные, чаты личные, дневник МЭШ, полезная информация. Зададут вашему «безынтернетному» ребенку реферат написать, и что? Написать-то он и ручкой сможет, и, в отличие от дипломной работы в ВУЗе, реферат пока примут и написанным от руки. Но где он возьмет мысли для реферата, данные? Он же не академик пока.

Придет он к тебе за помощью, ты, предположим, найдешь время и желание, поможешь чем сможешь. Но вот, к примеру, сын приходит ко мне и задает вопрос, сколько весит кит. Вот ты в курсе? А если это нарвал? А если отдельно нужна информация по мужской и женской особи? Вот и пошел ребенок к «Алисе» (ты же знаешь, кто это?), потому что не в читальный зал библиотеки же ему за этим идти, верно?

Да и ровесники засмеют, если ребенок скажет, что «мы с мамой в библиотеку ходили, в читальный зал, потому что гуглить мне нельзя». А буллинг и травля в наши дни — вещь пострашнее интернета.


Тебе понравится»:


Вариант 3

Регулирование. Ничто не является абсолютным злом, и, в том числе, конечно, социальные сети. Но это относительно новый вызов для детей, родителей, учителей. Как и рост количества гаджетов на одного ребенка, карманных и настольных. Их все больше, они при бесконтрольном, многочасовом использовании вызывают экранную зависимость, киберзависимость, снижение социальных и коммуникативных навыков. 

Да, соцсети, это то, что нужно регулировать, как минимум на уровне родитель-ребенок: нам, родителям, стоит иметь представление о том, чем наши дети занимаются, что он смотрят. И это, конечно, ответственность родителя — предупредить и научить пользоваться. Это вопрос безопасности, такой же, как и безопасность на улице, на дороге, при обращении с бытовыми приборами и острыми предметами. 

Как социальные сети влияют на детей
Фото
Legion Media

Однако соцсети — это и наша новая реальность, они с нами будут очень долго, и, конечно, это источник знаний с уймой полезного контента, который расширяет границы, в самом буквальном смысле. Благодаря соцсетям и интернету дети могут познакомиться с тем, как живут другие дети на противоположном краю света, с тем, чем занимаются взрослые по всему миру.

В социальных сетях они могут смотреть фотографии NASA из космоса или забавные видео, общаться с одноклассником или ровесником другой расы, культуры, находящимся за тысячи километров.

Насколько соцсети влияют на детей — это вопрос, на который смогут ответить возрастные психологи, а если говорить про образование — это точно источник вдохновения и новых знаний, которые важно увидеть и правильно сортировать.

Так что соцсети — не зло, а онлайн-инструмент. И это мы, родители, можем ограничить время нахождения наших детей в соцсетях, сделать это нахождение безопасным, направляя их и помогая находить там не только что-то развлекательное, но и полезное.

Главное — совместное общение, совместные эмоции, переживания, формирование доверия друг к другу. Это очень непросто: работа 24/7, личная жизнь, синдром постоянной усталости, быт, информационный шум и собственные соцсети… Все так. Но иначе — никак. Это же наши дети. И чужие соцсети. Поэтому — go ahead, но под нашим контролем и с нашим участием.


Тебе пригодится»:

Мария Кислова
Мария Кислова

Директор российского офиса GoStudent, международной EdTech-компании — провайдера онлайн-обучения и репетиторских услуг. Эксперт в области международного образования, маркетинга и продаж.