Основные этапы медицинской периодизации
Существует разная классификация возраста. Выделяют педагогическую, юридическую, биологическую и психологическую системы. Педагогическую интересуют возрастные периоды с точки зрения развития познавательных функций, юридическую – степень ответственности перед законом. Психологическая система разделяет возрастные интервалы кризисами, а биологическая связывает периоды с физиологическими изменениями.
На основании этих изменений принято рассматривать следующие периоды:
- неонатальный — первые 4 недели;
- грудной – до 1 года;
- ранний – до 3 лет;
- дошкольный – до 6-7 лет;
- младший школьный – до 10-12 лет;
- пубертатный до 17-18 лет.
С 18 лет идёт отсчёт взрослых стадий развития.
Особенности детских кризисов
Первый кризис возникает у ребёнка в 3 года. Это условное время, он может начаться и в 2,5 года. Как и любой кризис, этот связан с серьёзными изменениями. Ребёнок начинает отделять себя от окружающего мира. Он внезапно ощущает себя персональной единицей и пытается заявить об этом. В это время ребёнок требует к себе особого отношения, предоставления ему права решать все самому. У него возникают бунты, протесты, негативное отношение к членам семьи, упрямство и деспотизм. Чем более жёстким было воспитание, тем ярче проявления этого кризиса.
Кризис 7 лет связан с переходом малыша из дошкольника - в ученика. Из семейного круга малыш попадает в социум. У него появляются новые авторитеты, облечённые властью в обществе – педагоги. Ребёнок получает новый для себя социальный опыт, он «встречается» со своей самооценкой.
Кризис 13 лет связан с физическими и психологическими изменениями.
Идёт гормональный сдвиг и на его почве появляется страх и неуверенность в себе. Меняется мироощущение, снижается успеваемость в школе, появляется протестные явления как при кризисе 3 лет. Ребёнок чувствует себя взрослым и бросается на поиск новых ощущений. Родители теряют в его глазах авторитет.
Кризис 17 лет связан с определением пути в жизни.
Возникает чувство высокой ответственности за сделанный выбор. Если поступление в вуз не удаётся, кажется, что весь мир рухнул. Неудача порождает тревожностью и страх перед «взрослой» жизнью.
Возрастные периоды знаменуют взросление ребёнка. Кризисы встают как разделительные полосы, из них человек выходит в буквальном смысле обновлённым.