Цифровой помощник начал помогать врачам женских консультаций

«В феврале этого года мы запустили чат-бота, который опрашивает пациентов о жалобах на самочувствие перед приемом терапевта. Сервис единой цифровой платформы здравоохранения популярен у москвичей — за все время работы им воспользовались более полумиллиона человек, — рассказывает заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова. — Теперь мы запускаем нового цифрового помощника для врачей-гинекологов — чат-бот на основе искусственного интеллекта поможет жительницам столицы передать жалобы на самочувствие перед приемом врача женской консультации. Принцип его работы остается таким же, отличаются лишь вопросы. Их список был переработан с учетом добавления новой специальности — расширен перечень симптомов, с которыми пациентки обращаются к врачам женских консультаций. Новый сервис позволит медикам сэкономить время, которое они обычно тратят на сбор жалоб на самочувствие, и уделить больше внимания осмотру пациентки, общению с ней, назначению дополнительных исследований или лечения. Москвички в свою очередь смогут заранее вспомнить свои симптомы, не пропустив ничего важного».

Зачастую в кабинете врача в ответ на вопрос о симптомах многие теряются. Начинают вспоминать, а в итоге некоторые моменты остаются упущены. Новый подход поможет заранее подготовиться к приему, отметить всё, что волнует в плане здоровья и резких изменений внешнего вида, самочувствия и других показателей. Врачу будет удобно увидеть все в компьютере, а также ускорить обслуживание пациентов за счет времени, которое тратилось на сбор анамнеза.

В основе чат-бота заложены алгоритмы, обученные на данных обезличенных электронных медицинских карт пациентов, а также информации из открытых справочников и баз данных по медицине. Сбор жалоб происходит в защищенном формате, и жалобы никуда не уйдут, кроме карты и лечащего врача. Полученная информация передается в ЕМИАС и фиксируется в протоколе осмотра будущего приема, на который придет женщина. Если необходимо что-то изменить или уточнить, это можно будет сделать непосредственно на приеме в беседе с медиком.

Алгоритм работы чат-бота очень простой. Не нужно устанавливать дополнительные приложения — он интегрирован с сервисами записи на прием единой цифровой платформы московского здравоохранения. После записи в женскую консультацию приходит смс-сообщение или пуш-уведомление со ссылкой. При переходе открывается специальная форма опроса, где необходимо указать жалобы и ответить на вопросы. Каждый последующий вопрос зависит от симптомов и ответа на предыдущий. Чтобы было быстрее и удобнее, есть специальные кнопки с формулировками наиболее часто встречающихся жалоб. Выберите нужную, нажмите, и текст появится в поле для ввода.

В разработке чат-бота участвовали практикующие врачи: они помогали вырабатывать правила для системы искусственного интеллекта, разрабатывали списки уточняющих вопросов для самых популярных симптомов, тестировали чат-бот и оценивали в формате обратной связи. Инновационное решение появилось, благодаря единой цифровой платформе здравоохранения. Она тщательно разработана столичными Комплексом социального развития и Департаментом информационных технологий, чтобы улучшить сервис в сфере здоровья. Чат-бот для женских консультаций не единственная инновация: с начала августа цифровой помощник также упрощает москвичам внесение в электронные медкарты сведений о личном анамнезе, например, о перенесенных травмах, аллергиях, принимаемых лекарственных препаратах.