Новый сериал режиссера «Аббатства Даунтон» Джулиана Феллоуза стартовал в российском прокате 25 января. «Позолоченный век» — это история, которая разворачивается в США 1880-х годов. Мы видим время становления страны (после окончания гражданской войны) и наблюдаем жизни людей, вынужденных существовать в новых реалиях. Главная проблема, затронутая в сериале — противостояние старой аристократии (потомки первых переселенцев) и нуворишей (резко обогатившихся простолюдинов). Последние страстно желают быть принятыми в кругах первых, а те всячески сопротивляются этому процессу.

Позолоченный век, сериал 2022: костюмы, платья и з сериала, мода 1880-х
Касия Валицка-Маймоне (художник) брала модные реалии из архивов, но трансформировала их под определенный запрос
Фото
Legion Media
Ольга Астафьева
Ольга Астафьева

Фэшн-антрополог, исследователь цвета, обозреватель

Почему я начала с рассказа о социально-исторической сути сериала, хотя собрались мы тут ради обсуждения моды того времени и платьев, созданных по ее мотивам? Дело в том, что все взаимосвязано. Мода отражает общественные тенденции, поэтому ее невозможно понять в отрыве от реалий эпохи. Если речь идет об историческом кино (не пародии или «аллюзии на…»), то перед художником по костюмам всегда стоит задача достоверно воспроизвести картинку, но на самом деле этим его миссия не исчерпывается.

Создание внешнего образа героя — это прорисовка характера, роли в сюжетной линии и оказание поддержки драматургии моментов, с ним связанных. Данная опция обязательна в любом киношном жанре, но у исторического есть своя специфика. Все эти манипуляции нужно произвести, не сбрасывая со счетов реалии времени. Как вышла из положения художник по костюмам Касия Валицка-Маймоне? Разбираемся, изучая образы героинь.

«Позолоченный век»: мода XIX века и детали, которые вы точно не уловили
Американское платье 1880–1885 годов
Фото
Legion Media
«Позолоченный век»: мода XIX века и детали, которые вы точно не уловили
Платье с турнюром, 1880-е годы
Фото
Legion Media

О модных реалиях

Какие главные нюансы моды того времени нужно было учесть?

Форма

1880-е годы — это время, когда начался переход от корсетно-пышных решений к более свободным силуэтам, однако гипертрофия форм пока еще сохранялись. Женщины носили корсеты, но фронтально подол платья расширен не был. Теперь объем концентрировался сзади. Для его создания использовалось специальное приспособление — турнюр (подушечка, размещенная под подолом).

Цвет

К 1880-м годам в распоряжении модниц оказались ткани, окрашенные анилиновыми (синтетическими) красителями. Теперь палитра расширилась и приобрела яркость. Главным открытием и колористическим хитом стал фиолетовый («мовеин»). К концу XIX века появились уже и другие анилиновые оттенки: черный, голубой, желтый, оранжевый.

Позолоченный век, кадры платья
Агнес, Ада, Мэриан в вечерних туалетах
Фото
кадр из сериала «Позолоченный век»

О персонажах

Кого нужно было одеть, и какие послания следовало заложить в костюмы?

Итак, если смотреть глобально, то все подопечные Касии Валицка-Маймоне делятся на две большие группы: традиционалистки и представительницы «новой аристократии». Иллюстрировать нужно тот самый социальный конфликт. Как Касия это делает? Первым она предлагает формы, которые очень близки к архивным (по конструкции/ декору / цвету), а вторых делает смелее, наполняя их гардеробы не такими уж «турнюрными» решениями (как-будто ближе к современности), самыми броскими цветами и необычным декором.

«Это был один из самых интересных периодов в моде, технологиях и искусстве. Именно поэтому нам повезло поработать над костюмами той эпохи, так как с ними можно поэкспериментировать», — говорит Касия Валицка-Маймоне в интервью Variety.

Более тонкий слой работы — персонализация. У каждой героини есть не только социальная роль, но и характер. Тут художник каждый раз создает микс архивных зарисовок и средств художественной выразительности.

Мэриан Брук

«Позолоченный век»: мода XIX века и детали, которые вы точно не уловили
Мриан в дневном платье с турниром
Фото
Legion Media
«Позолоченный век»: мода XIX века и детали, которые вы точно не уловили
Платье подружки невесты 1880-х годов
Фото
Legion Media

Мэриан Брук — девушка, которая приезжает в Нью-Йорк к своим тетушкам, так как осиротела и не имеет средств к существованию. Сначала мы видим ее в траурном черном одеянии типичной для того времени формы. Дальше начинает разворачиваться персональный стиль. Тетушки Мэриэн — представительницы старой элиты, к которой ей следует примкнуть, но сама девушка явно в смятении. По костюмам даже можно проследить, как колеблется ее настроение. От форм, приближенных к архивным (фото в желтом платье)  — до осовремененных решений (фото в голубом платье с блузой).

«Позолоченный век»: мода XIX века и детали, которые вы точно не уловили
Этот образ создан явно «по мотивам»
Фото
Legion Media

Цветовая гамма, которая используется для создания образов Мэриан, преимущественно светлая. Это разнообразные пастельные оттенки: голубой, молочный, желтый. Цвета не уходят ни в слишком темные, ни в яркие. Ассоциации: молодость, светлота натуры и чистота помыслов.

В области форм и декора мы не видим никакой вычурности. Все предельно лаконично, но встречаются интересные детали (чокер, брошь-цветок, контрастная отделка и т.д.), говорящие о том, что личность перед нами незаурядная.

Агнес ван Рай

«Позолоченный век»: мода XIX века и детали, которые вы точно не уловили
Агнес в дневном платье пурпурного цвета
Фото
Legion Media
«Позолоченный век»: мода XIX века и детали, которые вы точно не уловили
Дневное платье 1880-х годов
Фото
Legion Media

Агнес — влиятельная тетушка Мэриан. Она представляет лагерь старой элиты. В костюме это отражается через выбор традиционных форм. Платья Агнес предельно аутентичны. Кажется, что их взяли прямо из музея моды. Как в дневной группе, так и в вечерней мы видим типичные корсетные турнюры. Во втором случае они более декоративны, но все украшательства также смачно пронафталины — классическое кружево, бисер и т.п.

«Позолоченный век»: мода XIX века и детали, которые вы точно не уловили
Вечерняя группа — классика жанра 1880-х
Фото
кадр из сериала «Позолоченный век»

Что костюмы говорят о характере Агнес? Героиню делают страстной поклонницей сине-фиолетовой гаммы. В интервью порталу Variety Кассия пояснила, что так она хотела проиллюстрировать гордую натуру женщины. Действительно, одна из прямых ассоциаций с пурпуром цветом  — власть.

Однако есть и более тонкие настройки: Агнес не смотрит на модный ярко-фиолетовый(«мовеин») или наивный светло-лиловый, ее выбор всегда падает на благородно-средне-яркие и затемненные оттенки. Здесь также идет подсветка двух нюансов: приверженности традициям (без новомодных цветов) и тяжести натуры (темные цвета). Если Агнес делает ставку на синий, то это тоже глубокий и и адекватно яркий оттенок.

Ада Брук

«Позолоченный век»: мода XIX века и детали, которые вы точно не уловили
Ада в дневном туалете рыже-желтых тонов
Фото
кадр из сериала «Позолоченный век»
«Позолоченный век»: мода XIX века и детали, которые вы точно не уловили
Американское платье 1880-х годов
Фото
Legion Media

Ада Брук — вторая тетушка Мэриан, которая не вышла замуж и во всем зависит от сестры Агнес. Взглянув на кадр, где женщины сидят друг напротив друга (ниже), мы видим, как цвет способен без слов рассказать о взаимоотношениях людей. Агнес в синем, а ее сестра — в оранжевом. Эти цвета являются комплементарными — контрастируют, дополняя друг друга (делая ярче). Художник подчеркивает то, насколько разные эти женщины по характеру, но иллюстрирует и их взаимную зависимость.

«Позолоченный век»: мода XIX века и детали, которые вы точно не уловили
Синий (Агнес) и оранжевый (Ада) — оттенки, которые в цветовом круге находятся друг напротив дуга
Фото
Legion Media

Ада также является представительницей старой аристократии, поэтому никаких новомодных реплик в ее нарядах нет. Вслед за сестрой он выбирает привычные решения, однако кое-что ее отличает. Да, это та самая цветовая гамма. Одевая героиню во все оттенки желтого и оранжевого, художник не только противопоставляет ее сестре, но и делает штрихи к личному портрету. Теплые оттенки говорят о теплоте натуры, доброте, жизнерадостности. Именно такими качествами и обладает Ада.

Берта Расселл

«Позолоченный век»: мода XIX века и детали, которые вы точно не уловили
Берта в платье, созданном «по мотивам» архивных оригиналов
Фото
Legion Media
«Позолоченный век»: мода XIX века и детали, которые вы точно не уловили
Похожее платье, которое могло послужить вдохновение
Фото
Legion Media

Ну вот мы и добрались до ярких анилинов и модно-исторических экспериментов Касии Валицка-Маймоне. Для героини Берты Расселл художница собрала новомодный гардероб, где в качестве опорных точек выступают корсетные формы и «турнюрные закосы», но общий вид кажется очень приближенным к современности. Все это сделано для того, чтобы подчеркнуть тот факт, что персонаж стоит по ту сторону конфликта. Берта — жена железнодорожного магната, страстно желающая попасть в ряды светской элиты. Именно ее и презирает Агнес.

«Позолоченный век»: мода XIX века и детали, которые вы точно не уловили
Берта в экспериментальном платье
Фото
Legion Media

С презрением и неприятием Берта борется всеми возможными средствами. Художник по костюмам помогает ей, создавая затейливые образы, которые невозможно не заметить. Для прорисовки персонажа Кассия использует не только форму и цвет, но и фактуры. Кассия указывает на одну интересную деталь, которую без наводки заметить очень сложно: все костюмы Берты сшиты из тканей с металлическим финишем, и это отражение рода деятельности ее супруга (Джордж Расселл — железнодорожный магнат). Материалы отражают свет, и в нарядах очень много серого. Вот такие вот нюансы.