Женщина-босс: как зарекомендовать себя, как лидера на работе — 6 советов психологов и HR

Число женщин-лидеров в России и в мире постоянно растет. Новые возможности рынка позволяют женщинам зарабатывать больше. Это можно проследить, например, по рейтингам Forbes: список богатейших женщин России в 2021 году возглавила основательница Wildberries Татьяна Бакальчук. Но о равенстве речь пока не идет. 

«Количество мужчин и женщин-лидеров по-прежнему не одинаково, причем не только в нашей стране. Например, только в 5% компаний из списка S&P 500 есть женщины-СЕО. Среди компаний Stoxx Europe 600 лишь в 33 есть женщины в совете директоров или женщины-СЕО», — отмечают бизнес-психолог Ольга Апреликова и доктор экономических наук Валерий Чичканов в книге «Лидерство в карьере и личной жизни».

Женщина-босс: как зарекомендовать себя, как лидера на работе — 6 советов психологов и HR

Такой дисбаланс не только отражает стереотипы, но и лишает компании преимуществ, которые могут дать женщины-лидеры. Считается, что команды, где представлены и мужская, и женская точки зрения, более креативны, гибки и успешнее справляются с вызовами. Присутствие женщин на руководящих позициях обогащает корпоративную культуру, привносит новые идеи и подходы к управлению. Кроме того, для многих компаний это важный элемент репутации.

Чтобы изменить статус-кво и помочь женщинам подсветить свою компетентность, собрали шесть советов психологов и HR-экспертов. Эти рекомендации помогут уверенно подниматься по карьерной лестнице и зарекомендовать себя эффективным лидером.

Будьте на виду

Участвуйте в важных проектах, предлагайте новые идеи и решения. Посещайте корпоративные мероприятия и нетворкинг. «В рабочих ситуациях проявляйте активность, берите на себя инициативу и руководство командой», — рекомендует HR-эксперт Ольга Литвинова.

Вступите в поддерживающие сообщества

Сообщество — это мощная поддержка: с ним идти вперед и делать новые шаги гораздо легче. И за рубежом, и в России есть сообщества, где женщины прокачивают управленческие навыки. Например, в бизнес-школе «Сколково» есть программа по женскому лидерству FLOW. Другие известные российские сообщества — Forbes Woman Club и «PRO Женщин». «Мы рекомендуем присоединяться сразу к нескольким», — пишут бизнес-психолог Ольга Апреликова и доктор экономических наук Валерий Чичканов в книге «Лидерство в карьере и личной жизни».

Используйте все возможности для личного и профессионального роста

Проходите курсы, посещайте тренинги и семинары. «Например, организация Women in Technology International проводит для женщин воркшопы по технологическим специальностям. Сообщество “PRO Женщин” предоставляет ресурсы не только для личного, профессионального развития женщин, но и для поддержки их проектов», — советуют Апреликова и Чичканов. «Изучайте профессиональную литературу. Это поможет систематизировать имеющиеся знания и получить новые», — добавляет Литвинова.

Найдите наставника или ментора

Это может быть человек, который уже достиг успеха на пути, который вы хотите пройти. Он сможет дать вам советы и помочь избежать ошибок. «Внимательно наблюдайте за ними, обсуждайте примеры из их опыта, делитесь своими рабочими ситуациями, запрашивайте обратную связь», — советуют авторы книги «Лидерство в карьере и личной жизни».

Поработайте над уверенностью в себе

По результатам исследования FLOW, 36% женщин признались, что отказывались от карьерного роста по собственной инициативе, а 26% назвали главными причинами отказа неуверенность в своих силах. В то же время уверенность в себе — одна из главных характеристик современного лидера. Поэтому так важно ее усиливать. «И самый эффективный способ — пойти к психологу: разобраться со своими желаниями, научиться отстаивать свои интересы и вести переговоры в свою пользу», — советуют Апреликова и Чичканов.

Проявляйте эмпатию

В основе лидерства — умение объединять вокруг себя людей, вести за собой и вдохновлять. В этом лидерам помогает эмпатия, которая больше свойственна женщинам. Поэтому чаще проявляйте ее на работе. «У женщины развиты интуиция и эмоциональный интеллект, поэтому обычно ей проще уловить настроение человека. Что можно использовать в переговорах, в управлении людьми», — подтверждает генеральный директор «Русской Медиагруппы» Любовь Маляревская.