- Вы почти десять лет играете в «Склифосовском». Свой первый съемочный день помните?

- Очень хорошо помню, потому что это был не просто первый съемочный день в сериале «Склифосовский», а первый рабочий день после рождения ребенка (сын актрисы Иван появился на свет 22 августа 2011 года, — Прим. «Антенны»). Я практически год не играла, для меня это был большой стресс, нервничала, что не успею похудеть после родов, что забыла все свои актерские навыки. Когда я пришла, то в первый же день встретила на площадке Максима Аверина, и, собственно, это затмило все, потому что мы давно не виделись, наверное, с тех пор как окончили Щукинское училище. Так что самые яркие воспоминания — это стресс в силу того, что давно не была в кадре и счастье от того, что увидела знакомые лица.

Мария Куликова фото
Фото
Люба Шеметова

- Приходится ли вам сидеть на диетах, потому что этого требует работа? От чего сложнее всего отказаться?

- От выпечки, причем самой простой — багета, чиабатты, то есть ароматного свежего хлеба. Если передо мной поставить шоколадный торт и багет, то возьму багет! Да, приходится сидеть на диетах, к сожалению, хотя я это жутко не люблю. На отдыхе выключаю свое сознание, научилась с возрастом это делать, расслабляюсь по полной в том числе и в отношении еды. Вот сейчас как раз вернулась из путешествия и с ужасом думаю, что пора себя ограничивать, потому что скоро опять выхожу на площадку «Склифосовского», только уже десятого сезона. Кстати, во время съемок держать себя в руках не трудно, потому что, когда у тебя смена по двенадцать, четырнадцать часов тебе некогда поесть. Поэтому я не люблю большое количество выходных, поскольку ты не знаешь куда себя девать, слоняешься и все время лезешь к холодильнику или пытаешься в какой-то ресторан зарулить.

- Легко ли сын Ваня отпускает вас в длительные командировки?

- Когда он был маленьким, я возила его всегда с собой, он со мной исколесил все мыслимые и немыслимые площадки. В прошлом году у меня случилась единственная серьезная командировка в Минск, она получилась длинной, потому что в городе происходили различные события политического характера, о которых мы все знаем, и не было возможности оттуда выехать. Продюсеры очень боялись, что меня потом просто не впустят в страну по какой-то причине и остановится съемочный процесс. Ваня уже взрослый парень, я ему просто все объяснила, он понял. И потом, современные дети очень занятые, Ваня учится до шести вечера практически каждый день, ему особо некогда переживать. К тому же мы все время на видеосвязи, она все равно позволят каким-то образом почувствовать общение.

- Присущи ли вам спонтанные траты, импульсивные покупки?

- У меня появилась страсть спонтанно покупать билеты в театры. У нас сейчас наблюдается какой-то запредельный уровень постановок, большинство спектаклей и ярких премьер — это что-то невероятное. Я покупаю билеты для семьи, друзьям в подарок. Вот сегодня вдруг увидела, что у меня в расписании на 29 января написано Алиса. Долго не могла вспомнить какая это Алиса, должна ли я кому-то позвонить, перевернула весь телефон, голова закипела… А потом поняла, что, когда делала запись, видимо меня кто-то отвлек и не дописала, что это «Алиса в Зазеркалье» в театре Фоменко. Когда я вижу интересные спектакли, то не могу не взять билеты. Еще спонтанно покупаю билеты на отдых, чтобы уже не было дороги назад. Иногда правда сижу и думаю: «Зачем? Почему я это не продумала?». Но когда ты уже летишь куда-то или идешь на спектакль, понимаешь, как же хорошо, что ты это сделала заранее, потому что иначе, когда тебя уже кружит рабочий вихрь, никто бы никуда не поехал и не пошел. Вот к вещам я совершенно равнодушна, у меня достаточно простой гардероб.

Даже когда один раз получила достаточно серьезный гонорар за тяжелый рабочий период и решила, что имею право, пойду в магазин, куплю себе дорогую сумку, ничего не получилось. Прошлась, посмотрела, ужаснулась ценам и завернула в кассу Большого театра за билетами на балет. Мне все-таки нравится тратить деньги на впечатления.

Мария Куликова фото
Фото
Пресс-служба канала «Россия 1»

- В вашей семье есть профессиональные музыканты (отец актрисы был певцом на Гостелерадио, а бабушка деканом вокального факультета Гнесинского училища, — Прим. «Антенны»). На каком инструменте умеете играть?

- Я ходила в музыкальную школу, но у меня не сложилось и почему-то не жалею. Мне жаль, что не приучила себя к спорту еще со школьных времен, потому что сейчас просто не могу себя вытащить туда, а на счет музыки, я все-таки привыкла наслаждаться профессионалами, которые на это положили жизнь.  

- Вы как-то сказали, что считаете себя ленивой. В чем это выражается?

- В том, что перестала считать время, когда сижу на диване или валяюсь на террасе бесполезным и потерянным.

Я поняла, что это приносит мне удовольствие. Да, я могу сутки вот так проваляться, есть мороженое, смотреть сериал и не мучать себя угрызениями совести, что не пошла в спортивный зал, не прочитала какую-то глубокую книгу.

Раньше мне всегда казалось, что я что-то должна, причем не понимала кому и зачем, никто от меня ничего не требовал, но внутренний голос постоянно говорил: «Если ты приехала в Рим, то должна пойти туда и туда…» Никому ты ничего не должна! Хочешь в Риме лежать на диване, пить кофе и любоваться видом из окна, так и лежи! Может быть, это будет твое самое главное воспоминание, и оно принесет тебе гораздо больше удовольствия чем какая-то навязанная скучная экскурсия. Сейчас я наслаждаюсь ленью, ничего неделанием и просто балдею от момента здесь и сейчас.  

- Вы с первого раза поступили в театральное училище. Чем как думаете, покорили педагогов?

- В какой-то момент во время очередного тура я поняла, что, наверное, не поступлю. Была очень сильно расстроена, растеряна и не знала, как мне покорить педагогов. На этапе этюдов нам досталось задание, где четыре человека сидят в купе и к ним приходит пятый, у него билет тоже в это купе — опечатка. Педагоги смотрели как дети справляются с этой ситуацией, разговаривают в жизни, потому что одно дело, когда ты выходишь читать великую поэзию и можешь неплохо это сделать, а на этюдах смотрят на твои естественные проявления.

Я была так напугана и расстроена тем, что это мой последний шанс, что сидела с томиком какой-то книги в руках, якобы читала ее, понимала, что надо поднять голову и вступить в какой-то диалог с ребятами, но была скована зажимом и ужасом. И этим самым почему-то обратила на себя внимание!

Все подумали, что это достаточно органичное существование в ситуации конфликта, некоторые люди ведь не вступают в него. Каким-то образом этот момент цепанул, хотя было ощущение, что меня взяли просто для компании, ведь курсы набирают большие, а потом в процессе отчисляют, потому что только постепенно можно понять, что ты за человек, подходишь ли для этой профессии. Я до финала дошла.

- Что для вас самое важное в семейных отношениях с мужчиной?

- Чувство юмора, чтобы можно было смеяться, потому что вокруг происходит столько всего негативного. Как человек социальный и стопроцентный эмпат, я болезненно реагирую на неприятные новостные истории, переживаю, мне нужно отвлекаться, веселиться. Когда прихожу домой, и за мной закрывается калитка, я глубоко вдыхаю и понимаю, что здесь мой тыл, я чувствую себя комфортно.

- У вас какая-то особенная и взаимная любовь с головными уборами: шляпы, кепки, шапки. Коллекционируете их?

- Не то, чтобы коллекционирую, у меня буквально две, три штучки, но, когда надеваю их, появляется ощущение, что я в домике! Видимо это какие-то психологические моменты, ведь благодаря тому, что головной убор слегка прикрывает лицо, тебе кажется будто бы ты защищен. Может быть, в этом есть что-то из детства, откуда-то явно растут ноги, но я не ходила еще ни разу к психологу и не узнавала, хотя мне кажется, что это очень классная практика, она помогает многим моим знакомым, даже тем, у кого нет какой-то пограничной истории вроде тяжелого развода. Люди идут к психологу как к обычному терапевту, просто проверяют душевное здоровье и это прикольно. Может быть, он рассказал бы мне почему люблю кепки.

- Сейчас у всех артистов есть райдер. Что входит в ваш?

— Это смешно, но в нем нет ничего! Наверное, надо что-то с этим делать, но я еще не готова, не привыкла к подобному и не очень понимаю, что мне нужно, вот в чем прикол. Я стараюсь брать с собой на площадку обед, который сама приготовила, либо если знаю, что мы снимаем в ресторане, могу там заказать что-то вкусное. Вода и так входит в райдер всей группы, чай и кофе тоже.

Единственное чего бы хотелось, это свой актерский вагончик. Приятно, когда ты в нем находишься один, потому что по статистике мой рабочий день длится от звонка до звонка двенадцать часов, что тяжело.

У меня есть такая хорошая привычка, выработанная годами спать в обеденный перерыв, который длится час, но если со мной в вагончике кто-то есть, то как человек воспитанный не могу не вести беседу, а значит не посплю. Вот такой была бы моя единственная просьба, в остальном могу обслужить себя сама и стараюсь не гонять ассистентов, не приучена. Если говорить об артистах серьезного уровня, наших мастодонтах, то конечно у них должно быть все идеально, я же — рабочая лошадка прекрасно про себя все понимаю, не отношу к значимой фигуре, что, кстати, помогает по жизни — у тебя нет никаких разочарований, ты все время готов к каким-то некомфортным условиям, а когда появляется комфорт, то радуешься ему.

- Некоторые актеры довольно суеверные люди, можно ли вас отнести к таковым?

- Не верю ни в какие приметы. Когда-то давно их было очень много, помню, постоянно слышала от бабушек, дедушек, что нельзя ставить сумку на пол, стряхивать крошки со стола в руку… Видимо, я в какой-то момент подумала, что на самом деле все зависит от нас самих, ведь если ты себе что-то спрогнозируешь, то оно может случиться, и будто на интуитивном уровне подняла свою внутреннюю борьбу против этих стереотипов. У меня ничего не случится, вот с таким настроем отношусь к приметам и на зло ставлю сумку на пол.

- Что всегда есть в вашей косметичке?

- Гигиеническая помада, духи и карандаш для бровей — это мой максимум. В жизни я не крашусь, потому что на съемках устаю от грима, как и от костюмов. Возможно, поэтому и не люблю шопинг, ведь когда ты после каждой сцены бежишь километр по холоду из какого-то деревенского дома чтобы переодеться, это большой стресс. Я из-за этого покупкой одежды не увлекаюсь и косметики у меня немного.

МАРИЯ КУЛИКОВА НА ТВ: «Склифосовский», понедельник-пятница, 21:20, Россия 1