Легенда iPhone: кто такой О'Кейси
Фото
World History Archive

Шон О'Кейси — очень популярный в Ирландии драматург. И не только там, еще в Англии и США. Его произведения изучают в школах и — углубленно — в университетах. Как у нас пьесы Островского или, например, «Вишневый сад».

Начнем с главного: по гороскопу – Овен. Родился 30 марта 1880 года. Поэтому упрямый и целеустремленный. Шон начал трудовой путь на железной дороге, укладывал рельсы и шпалы. Сам учился читать по афишам и обрывкам газет. Потом недолго был террористом-повстанцем, как и многие достойные ирландцы: традиция у них такая. Но вовремя соскочил и, набравшись опыта, решил писать книги.

Господь Бог он все видит. Одну дверь закрыл, а другая – пожалуйте, настежь!

Это цитата из самой известной пьесы Шона О'Кейси «Юнона и павлин». Ее ставили в театрах по всему миру 472 раза. Был такой опыт и с СССР, в далекие 30-е годы, когда писателя считали коммунистом. Но самая известная версия – это фильм 1929 года, который снял Альфред Хичкок.

Про что писал О'Кейси. Основная тема – тяжелая жизнь ирландских рабочих. И на родном острове, и на чужбине. Читать эти книги вы все равно не будете, но поверьте на слово: очень похоже на «Мать» или «На дне» Максима Горького. Только там не водка и копейки, а виски и пенни. Суть творчества Шона в этот период можно свести к одной цитате из рассказа «Под цветной шапкой»:

«Дети бедняков ждут – может, придет Санта-Клаус и оставит им что-нибудь яркое такое, блестящее, тогда у них и вправду будет счастливое Рождество, а то о нем одни разговоры, брехня сплошная; да только тот гад в красном балахоне, Санта-Клаус, в переулки и не заходит. Зато ни одного дома с шикарными дверьми не пропустит!»

И в таком духе больше 20 пьес для театра, роман в 6 томах и россыпь рассказов. Если захотите посмотреть экранизации, то смело рекомендуем американскую драму «Плуг и звезды» (1936) и байопик «Молодой Кэссиди», снятый в Лондоне в 1967 году.

Но мрачная тема социального дна и притеснений быстро наскучила публике. Театры перестали ставить пьесы. Кинокомпании тоже не спешили с фильмами. Тогда Шон О'Кейси переключился на другую тему. Понятное дело, не на любовные романы – нельзя вот так сразу. Он стал писать фантастику. Причем это была не традиционная для ирландцев фэнтези про сказочную нечисть – эльфов и прочих лепреконов. Автор занимался развитием альтернативной истории и давал мрачные прогнозы на будущее.

В книгах О’Кейси есть и русский след. В пьесе «Костер епископа» (1955) герои всерьез обсуждают скорую войну и очень боятся вторжения. Угадайте, кого?

«Нам нужны солдаты, а не святые! Великолепно мы будем себя чувствовать, когда десятки тысяч русских парашютистов спрыгнут с ирландского неба. Ирландия такая страна с точки зрения географического положения, что русские займут ее через час!»

А потом уже пошли комедии на старости лет. Например, «Пансион для холостяков» – похожий сюжет потом использовался в нескольких фильмах, таких как наши «Старики-разбойники» или «Команда» с Бертом Рейнольдсом. Словом, след в литературе, кино и театре автор оставил не маленький, примерно 44-го размера. Крупный был мужчина. Солидный.

И в музыке, кстати, тоже след. Боб Дилан, один из великих бунтарей рок-музыки, чьи песни остановили третью мировую войну, свой хит «Knoking on Heaven's Door» написал под влиянием О'Кейси. Точнее, его автобиографического романа «Я постучался в дверь» (1939). Этот шедевр потом пели – с большим уважением, надо сказать, Эрик Клэптон, Боб Марли, U2 и другие достойные граждане.

Теперь вы знаете секрет, кто такой этот мистер О'Кейси, про которого все время пишет ваш айфон. Это не просто глюк. Потому что Глюк – это был великий австрийский композитор. Но о нем мы расскажем как-нибудь в другой раз.