История создания

В 1899 году один из основателей МХТ Владимир Немирович-Данченко попросил Антона Павловича Чехова сочинить пьесу специально для Художественного театра. Драматург предложил некогда набросанный сюжет «Трех сестер». Казалось, начало было положено. Однако из-за болезни Чехов решил отложить работу над произведением. Тогда режиссер Константин Станиславский надавил на него, чтобы тот успел к началу театрального сезона. 22 ноября 1900 года писатель передал театру окончательную редакцию пьесы. «Три сестры» вышли в свет на сцене МХТ 31 января 1901 года. Первыми исполнительницами героинь стали ведущие актрисы: Маргарита Савицкая (Ольга), Ольга Книппер (Маша) и Мария Андреева (Ирина). Сюжет строится на том, что московский генерал Прозоров вместе с детьми переехал в провинциальный город. Спустя 11 лет его дети собираются на именины младшей сестры Ирины. Они вспоминают ушедшего из жизни отца и желают вернуться в Москву, однако увязают в быте и постоянно откладывают переезд.

«Конец сезона», 2019 год

Режиссер — Константин Худяков

Сестры Елена (Юлия Пересильд), Вера (Юлия Снигирь) и Анна (Анна Чиповская) живут в маленьком прибалтийском городке и мечтают переехать в Москву, где уже жил их отец-военнослужащий. О столице хорошие воспоминания, и три сестры, как в чеховской пьесе, верят в то, что смогут обрести счастье там.

– Это новое прочтение пьесы Чехова, вольная фантазия, — говорит режиссер. — При всей любви к классике какие-то моменты необходимо адаптировать ко времени. Ни один из постановщиков «Трех сестер» не ответил на вопрос, почему никто из героинь не возьмет билет и не поедет в Москву. Мне кажется, в нашей картине есть ответ. История получилась весьма депрессивная. Героиня Чиповской уехала к любимому в Питер, но этого парня поймают и посадят, и она останется одна в чужом городе. Елена потеряла любимого человека и немного тронулась умом. Вера хоть и шепчет сестрам, что забеременела, но я не верю, что она любит своего супруга, при ее темпераменте ей нужен другой мужчина. Актрисы на главные роли были утверждены без проб.

– Если проводить хоть какую-то параллель с пьесой Антона Павловича, то моя героиня в этом фильме, скорее всего, старшая, Ольга, — делится с «Антенной» Юлия Пересильд. — Пожалуй, две вещи, которые объединяют это произведение с Чеховым, — три сестры и то, что они хотят в Москву. Но все-таки в нашей картине другие проблемы. Я не похожа на свою героиню, и мне понравилось, что она далека от меня. Тем интереснее ее играть. Она семейная женщина с кучей проблем, которые не выпускает наружу. Для нее позыва «В Москву! В Москву!» уже не существует. В отличие от нее, я пока не перестала жаждать чего-то нового и успокаиваться. Надеюсь, эти ощущения продлятся еще лет 50.

Я играла Машу в «Трех сестрах» в Театре имени Моссовета у Андрея Сергеевича Кончаловского. Здесь все зависит от трактовки режиссера, химии между актером и режиссером, с Машей я сроднилась. Хотела бы еще сыграть Чехова? Не могу ответить, стараюсь о ролях не загадывать, они должны прийти сами.

У меня нет сестры. В детстве хотела ее иметь, а сегодня не знаю. Уверена, что сестры должны уметь друг друга слушать и слышать. Хорошо бы, чтобы этими качествами обладали не только сестры, но и все люди. В наши дни это редкое качество. К слову, «Конец сезона» — о том, что даже самые близкие друг друга не понимают. 

– Так же, как и моя героиня в «Конце сезона», если я дохожу до какой-то границы, то способна кардинально изменить жизнь, — рассказывает «Антенне» Анна Чиповская. — Я бы тоже собралась и уехала, как она. Но у меня характер хуже. Для меня перемены — всегда сильный стресс, и я действую осторожно…

Играю Машу в «Трех сестрах» в Театре Табакова уже четыре года, и если честно сказать, то больше в экранизациях участвовать не хочу. Только сейчас, спустя четыре года, роль в театре у меня начала получаться. Раньше просто сожалела о том, что Маше досталась такая актриса, которая не может ее нормально сыграть. Может, я излишне самокритична…

У меня нет сестер, и никогда не хотела их иметь. Я вообще одиночка по жизни. Мне комфортно с собой, а еще у меня есть хорошие друзья.  Если пофантазировать, наверное, сестры должны быть терпимы друг к другу, как и по отношению к очень близким людям, которые порой бывают невыносимы. Родственников ведь не выбирают, так что приходится терпеть, другого не остается.

Из мировой литературы, наверное, о сестрах ближе всего тема, которая звучит в «Короле Лире» Шекспира. Почему? Там сестры хотя бы не врут никому.

«Три сестры», 2017 год

Режиссер — Юрий Грымов

Действие происходит в наши дни. Главные героини фильма — немолодые женщины, где Ольге (Людмила Полякова) — 65, Маше (Анна Каменкова) — 59, а Ирине (Ирина Мазуркевич) — 56. Они еще чувствуют в себе силы и желают выбраться из провинции в Москву. Но не знают, как это осуществить, потому что нет средств, и никак не могут решиться вырваться из привычного быта. Режиссер хотел показать, как люди одновременно хотят перемен и боятся их.

– Показать героев пьесы Антона Павловича в наши дни, просто переодев персонажей в сегодняшнюю одежду, внести свои слова и что-то изменить — самый простой путь, — рассказывает Юрий Грымов. — Сложнее найти у Чехова боль за интеллигентных людей, которые думают больше не о себе, а о других, о мире, в котором нет стяжательства, а деньги не являются самоцелью. Когда перечитывал «Трех сестер» и смотрел постановку в театре, меня все время смущали молодые героини пьесы. Думаю, сегодня это неподъемный материал для 25-летних девушек, играющих в «Трех сестрах». Поэтому, сохранив Чехова на 98%, изменил лишь возраст героев. Нашим сестрам от 55 до 70 лет. Мы писали сценарий под определенных артистов, поэтому проб не было. 

– «Три сестры» Юрия Грымова — подарок и счастье не только для меня, но и практически для всех актрис, — говорит Анна Каменкова. — Много лет назад я в спектакле «Три сестры» режиссера Анатолия Эфроса играла Наташу, но я не хотела это делать. Выручала, грубо говоря, театр и сыграла Наташу раза четыре. Я мечтала о роли Маши — это лучшая роль. Вот она в 60 лет и сбылась. Грымов сумел создать в фильме атмосферу душевной близости людей. Я люблю эту пьесу, она изумительная, не случайно она идет на сценах театров по всему миру. И ее будут играть еще тысячу лет. К счастью, такое случается. Как-то было все легко, и на площадке понимали друг друга с полуслова.

В жизни любого человека все равно не бывает полного оправдания надежд и мечтаний. Если минимальная часть задумок исполняется, уже хорошо. Надо находить счастье в том, что тебя окружает. А смирение, на мой взгляд, идет под руку с радостью.

«Три сестры», 1994 год

Режиссер — Сергей Соловьев

В этой картине сестер Прозоровых воплотили Елена Корикова (Ирина), Ксения Качалина (Маша) и Ольга Беляева (Ольга).

– Со мной во ВГИКе на курсе Сергея Соловьева учились Лена Корикова и Маша Аниканова, — рассказывает актриса Ольга Беляева. — Как-то после показа своего отрывка из «Трех сестер» мы уселись в коридоре, заваленном декорациями. На всеобщем обсуждении студенческих работ Сергей Соловьев сказал: «Мне кажется, у нас на курсе есть три сестры» — и очень выразительно посмотрел на нас. Потом решил сделать из этого спектакль. Правда, впоследствии Аниканова ушла из вуза. Машу стала играть Ксения Качалина. Вообще, распределение ролей началось с шутки. Я сказала, что раз я Ольга, значит, буду играть свою тезку. Постановка оказалась успешной, и Сергей Соловьев предложил снять фильм. Сначала было страшно. Все молодые актеры волновались, так как это была наша первая киноработа. Понимали, что здесь уже невозможно будет, как в спектакле, потом что-то улучшить. Нужно сразу полностью выкладываться. Отмечу, что Соловьев не ругался, когда у нас были какие-то минуты сомнения. Если он чувствовал, когда артисту надо помочь, выходил и мастерски показывал персонажа.

Помню, всех поразило присутствие звезды немецкого кинематографа Отто Зандера, который сыграл Вершинина. Мы беспокоились, что будем как-то не так перед ним выглядеть. Однако он оказался очень дружелюбным. Потом все осмелели и часто попивали с ним чай. Признаюсь, была не уверена в том, смогу справиться с этой историей. Мне на тот момент было 19–20 лет, а персонажу — 28. Я переживала, даже просила гримеров сделать дополнительные синяки под глазами.

Считаю, что история «Трех сестер» вечная. Люди до сих пор переживают подобные сомнения, страхи, питают надежды. Мне как-то удалось побывать в домике Чехова в Гурзуфе. Внимание привлекла табличка: «Сам построил себе эту тюрьму. Сам себя в ней запер». Можно сказать, что люди сами запирают себя в иллюзиях, не видя, что за ними кроется прекраснейшая жизнь.

Так сложилось, что после рождения сына Эдварда мне пришлось сделать паузу в актерской профессии. Я перешла работать на телевидение, где сделала карьеру шеф-редактора. Потом была вторым режиссером на сериалах. А позже судьба привела меня в киностудию «Вертикаль» Станислава Говорухина, где сняла свои режиссерские работы. Не скажу, что сейчас хочу возобновить артистический путь. Мне теперь гораздо интереснее быть с другой стороны.

Пара фраз

А с какими трудностями вам пришлось столкнуться, когда переехали в столицу?

Марина Яковлева, актриса:

– Прилетела из Иркутска в Москву, поступила в ГИТИС. Денег не хватало. Жить в общежитии я не могла, там атмосфера не располагала к учебе: тусовки, разговоры, которые отвлекали правильную отличницу от истории театра. Я решила съехать оттуда, пошла работать уборщицей в Детский театр и МХТ и сняла комнату. Я много пробовалась, было интересно. И на третьем курсе мне дали главные роли в трех фильмах.

Сергей Дорогов, актер:

– После армии я вместе с друзьями прилетел из своего казахстанского Щучинска покорять Москву. В театральное не поступил. Жить на что-то надо, знакомые помогли: устроился работать на стройке копровщиком — забивал сваи в котлован при закладке фундамента. Деньги получал там хорошие. Поработал, потом поступил и окончил Воронежское театральное училище. А Москву покорил уже со второго раза, после того, как меня Константин Райкин взял в труппу «Сатирикона». Поначалу жил в общежитии, а потом театр дал квартиру.

Яна Сексте, актриса:

– После школы думала: поступлю в театральный в Ярославле. Москва для меня была каким-то олимпом. Но поехала в столицу, а курс в Школе-студии МХАТ набирал Олег Павлович Табаков. Когда он смотрел и ты понимал, что он тобой доволен, этот взгляд буквально давал крылья на многие годы. Мне после окончания школы-студии надо было возвращаться в Ригу по договору с местным театром. Табаков сказал: «Жду тебя через три года, только не выходи замуж и не говори по-латышски». Ехать мне не хотелось, думала, все — жизнь кончилась, трагедия… После того как закончился договор в Риге, решила позвонить Табакову. Он взял трубку: «Ну чего, старуха? Что хочешь?» Я: «Работать у вас». Табаков: «Значит, ты работаешь у меня».

Вячеслав Зайцев, модельер:

– Поступление в вуз, потому что, как сына изменника Родины (мой отец, Михаил Яковлевич Зайцев, попал в плен во время войны, бежал оттуда, а после его посадили на 10 лет), меня никуда не брали. Но я все же стал студентом Ивановского химико-технологическом техникума, который окончил по специальности «художник текстильного рисунка». Образование дало огромный толчок моей будущей карьере.

 Александр Песков, пародист:

– После окончания школы в родном городе Коряжма Архангельской области я самостоятельно переехал в Ярославль и поступил там в театральное училище. Но койку в общежитии мне не дали, поэтому я за свой счет снимал комнату два на два метра. Туда помещались только мой чемодан с пожитками и я сам. Это прекрасно закалило характер.

 Никас Сафронов, художник:

– На пути покорения Москвы мне, простому ульяновскому парню, пришлось поработать грузчиком, дворником, сторожем… И, конечно, отслужить в армии. Но самым сложным было поверить в себя и встать на путь художника, потому что представлял себя кем угодно другим — космонавтом, летчиком, машинистом.