Реклама

Зависть, борьба за должность: типы конфликтов на работе

Как сделать так, чтобы рабочее время не проходило в атмосфере неприязни и стресса? Поскорее решить конфликт!

Фото
Westend61 / Getty Images

Конфликт между сотрудниками

Сотрудник, не являющийся вашим подчиненным, отказывается выполнять вашу просьбу, в данном случае свои прямые обязанности, а вы в итоге не можете выполнять свои. Переходите на официальный уровень — напишите письменную заявку, а ее копию отправьте начальнику. Попробуйте также найти среди коллег авторитетного для нерадивого сотрудника человека и попросите его о помощи.

 

Личная антипатия

Казалось бы, единственный выход — просто не общаться друг с другом! Но это невозможно, ваша работа требует тесного контакта. Добейтесь от руководства, чтобы ваши с коллегой обязанности были четко прописаны и не возникал повод обсуждать их снова и снова. Если начальство хочет заставить вас конкурировать между собой, объясните, что для вас (и для вашей рабочей эффективности) более благоприятен хороший, ровный психологический климат, чем стрессовая обстановка соперничества.

Борьба за должность

Если у вас есть конкуренты, будьте готовы к самым жестким мерам с их стороны — сплетни, доносы начальству, едкие замечания в ваш адрес. Не всякий человек способен спокойно реагировать на такого рода давление, и, возможно, стрессовая ситуация на работе скажется на вашей семье и на здоровье. Ищите опору в том, что важно для вас. Если это желанная должность, вам понятно, за что вы боретесь и страдаете; если это семья, оставляйте за домашним порогом негативные эмоции, полученные на работе. Не поддавайтесь на провокации и не следуйте примеру ваших обидчиков, отвечая злом на зло, сохраняйте хотя бы внешнее спокойствие и отстраненность.

Зависть коллег

Может возникнуть по любому поводу: вы более талантливы, дружны с начальством и т.д. Если вы в коллективе человек новый, тем более если пришли на должность, на которую претендовали давно работающие в компании сотрудники, не пытайтесь подружиться со всеми. Достаточно того, чтобы коллеги считались с вами. Сохраняйте ровные отношения, не принимайте участия в обсуждении личных качеств коллег, в которые вас, возможно, захотят втянуть. Но и не делайте вид, что должность досталась вам совершенно случайно, по стечению обстоятельств. Желая утихомирить зависть, вы таким образом снижаете собственную ценность в глазах других. Погрузитесь в работу — пусть сотрудники убедятся, что свое место вы заняли не зря.

Фото
SrdjanPav / E+ / Getty Images

Конфликт с начальником

Спорить с начальством себе дороже, вы изначально находитесь в разном положении. Не зря существует поговорка: «Начальник всегда прав». Безусловно, работать с человеком, которого есть за что уважать (за профессионализм, достижения, личные качества), гораздо приятнее, чем под руководством деспота. Но переделать последнего не получится, так что вооружитесь терпением и аргументами, если дело дойдет до прямого разговора. Начальник выдвигает ряд требований? Подумайте, как вы можете выполнить их, посоветуйтесь с коллегами. Не стесняйтесь спросить и у него самого, как вам поступать, только не оперируйте прямыми вопросами, лучше предложите конкретный план действий и дождитесь от начальника его одобрений или каких-либо корректив.

Откровенный разговор

 

Если появился шанс открыто выразить претензии, не превращайте возможность договориться в перебранку, соблюдая следующие правила.

1.   Внимательно слушайте собеседника. Пока он говорит, пытайтесь вникнуть в его слова, а не занимайтесь формулированием собственного ответа.

2.   Не поддавайтесь эмоциям — как положительные, так и отрицательные мешают вам воспринимать информацию.

3.   В ходе беседы постоянно уточняйте, правильно ли вы понимаете собеседника. Спрашивайте, уверен ли он в том, что безапелляционно утверждает, откуда у него та или иная информация.

4.   Не перескакивайте с одной темы на другую и тем более не вспоминайте о вещах, не имеющих прямого отношения к обсуждаемой теме, не припоминайте старые грехи.

5.   Следите за тоном. В ситуации, когда все напряжены, напор может быть принят за агрессию, поэтому не перебивайте собеседника, говорите тихо, заставляя его поневоле прислушиваться к вам.

 

Фото
Getty Images/Westend61

Стратегии поведения

 

Соперничество. Эффективно в ситуациях, когда требуются быстрые и решительные меры, но для человека, выбирающего эту стратегию поведения, необходимо уметь влиять на оппонента. В ситуации, когда оба партнера равноправны, она скорее навредит делу.

Игнорирование конфликта. Молчать и обижаться, испытывая от этого негативные эмоции, но ни на йоту не продвинуться в решении спорной ситуации — не лучший выход. Если же предмет спора не очень важен или требует других условий (более спокойной обстановки, присутствия третьих лиц и т.д.), тогда решение его действительно лучше отложить.

Уступки хороши в качестве тактического хода, но постоянные уступки разовьют чувство недовольства в вас и посадят вам на шею коллег.

Компромисс — путь уступок, но взаимных, когда у обеих сторон равные права, позволяет сохранить взаимоотношения и разрешить конфликт хотя бы частично.

Поиск взаимных выгод предполагает честные отношения и позволяет найти решение, более чем устраивающее обе конфликтующие стороны.

Советы

- Для разрешения конфликта переключитесь с поиска виновных на поиск путей выхода из сложившейся ситуации: переформулируйте проблему в задачу, которую нужно решить, и поменяйтесь местами с оппонентом — так каждый сможет взглянуть на ситуацию по-другому, лучше понять коллегу.

- Конфликтную ситуацию хорошо разряжает юмор — если вы шутите, значит, сумели подняться над ситуацией.

Комментарии

0
под именем