Ирина Скобцева, Канны (Франция), 1956 год

Фото №1 - Как блистали Скобцева, Самойлова и другие актрисы на кинофестивалях
Фото
Getty Images/ Bettmann / Contributor

Актриса представила на Каннском фестивале ленту «Отелло» Сергея Юткевича. Для нее роль Дездемоны стала дебютной в большом кино. Она получила звание «Мисс шарм Каннского фестиваля». Но чтобы это произошло, пришлось изрядно подготовиться.

– Купила в Судаке, где снимали «Отелло», роскошный белый ситец в маленькие розочки, — делится Ирина Константиновна. — На «Мосфильме» мне сшили платье с большими рукавами-фонариками. А юбку решили сделать из изумительного вологодского кружева. Поясок прекрасно подчеркивал мою тонкую талию. Журналисты решили провести конкурс «Мисс шарм». Каждый день они оценивали наряды и внешний вид звезд, общались на разные темы. В финале я оказалась вместе с американкой Ким Новак. В результате обошла ее на последнем этапе!

Татьяна Самойлова, Канны (Франция), 1958 год

Фото №2 - Как блистали Скобцева, Самойлова и другие актрисы на кинофестивалях
Фото
Keystone-France/Gamma-Keystone via Getty Images

На 11-м Каннском кинофестивале драма Михаила Калатозова «Летят журавли» получила «Золотую пальмовую ветвь». Забирала награду 24-летняя исполнительница главной роли, которой жюри присудило приз и как «Самой скромной и очаровательной актрисе».

– И это абсолютно заслуженно: Танечка со всеми общалась очень немногословно, тихо и вежливо, — поделился с «Антенной» ее партнер по картине Николай Сморчков, сыгравший раненого Захарова. — В основном знакомилась взглядом и улыбкой. Но к командировке, слышал, ее подготовили основательно. Поскольку в магазинах почти ничего было не достать, Галя Волчек одолжила ей свое длинное шифоновое платье и пеньюар, а Зина Кириенко — туфли на шпильке. Таня наряжаться особенно не любила, но тут хотелось предстать в лучшем виде, так как в то время по тебе судили всю страну. С живой белой розой в прическе на легендарной красной ковровой дорожке Канн она смотрелась ничуть не хуже тех, для кого такие выходы были не в новинку, — Мадлен Робинсон, Джейн Мэнсфилд, Мартины Кароль, Жанны Моро, Джины Лоллобриджиды. Не потерялась на их фоне, а достойно представила фильм. А ее красоту и грацию, донесла разведка, отметил Пабло Пикассо! Передавали, что он называл ее богиней и рисовал ее портрет. Таня ту поездку вспоминала редко и рассказывала о ней неохотно — скромная, она не любила излишней шумихи вокруг себя. Увы, после этого успеха ее потенциал остался не до конца раскрытым. Она часто повторяла: «Коля, как у меня все плохо! Снимаюсь в одних эпизодах! Общаюсь с массовкой, а не актерами! Почему так произошло со мной, что выбрали других?» И я не мог ей ничего на это ответить, для меня самого это необъяснимо.

Жанна Прохоренко, Канны (Франция) и Сан-Франциско (США), 1960 год

Фото №3 - Как блистали Скобцева, Самойлова и другие актрисы на кинофестивалях
Фото
кадр из фильма «Жанна Прохоренко. Оставляю вам свою любовь…»

В 1960 году Жанна Прохоренко вместе с Владимиром Ивашовым привезла в Штаты картину «Баллада о солдате». Публика встречала артистов как настоящих мировых звезд. Они стали первыми советскими актерами, посетившими США. Местные журналисты были поражены естественностью Прохоренко. В газетах о Жанне писали так: «Коса, лицо в веснушках, щеки, как только что сорванные яблоки, даже брови не выщипаны». Американские стилисты поработали над имиджем артистки, чтобы она была под стать заграничным звездам. Сделали ей модный высокий начес, изрядно залив лаком. Однако такие изыски не понравились актрисе, поэтому она решила от них избавиться. Жанна смыла лак и простенько уложила волосы. Также она не любила экстравагантные наряды. На приемы надевала платья обычного кроя без бретелей. Вечерние образы дополняла красивым палантином и длинными перчатками.

В этом же году Прохоренко покорила еще и Канны. По иронии судьбы внучка актрисы Марьяна Спивак отправилась на этот же фестиваль через 57 лет с фильмом «Нелюбовь».

– К сожалению, про фестивали не помню ее историй. Но удивительно то, что я повторила ее путь практически через 60 лет. Тогда бабушке было 20, а мне — 32. Я, как и она, впервые посетила Европу, дебютировала в большом кино и получила приз жюри Каннского кинофестиваля.

Людмила Савельева, Лос-Анджелес (США), 1969 год

Фото №4 - Как блистали Скобцева, Самойлова и другие актрисы на кинофестивалях
Фото
Archives/Walt Disney Television via Getty Images

На 41-й церемонии вручения наград премии «Оскар» драму Сергея Бондарчука признали лучшим фильмом на иностранном языке. Получала награду 27-летняя исполнительница роли Наташи Ростовой.

На полный зал мировых знаменитостей наша актриса произвела впечатление не только белым платьем в пол, по пышности, крою и отделке напоминавшим свадебное, но и остроумием, умением быстро среагировать на реплики коллег, а вручала ей самую знаменитую в мире статуэтку Натали Вуд. Последняя вспомнила свои русские корни и на русском языке поинтересовалась, как Савельеву зовут дома. «Люся, — ответила та тоже по-русски. — А вас?» «Наташа». «О, у меня есть маленькая дочка Наташа», — заметила Людмила, которая стала мамой годом ранее. «У вас дочка уже! Но вы же такая молодая!» — удивилась Натали. «Я уже голосую!» — пошутила Савельева.

Надежда Румянцева, Мар-дель-Плата (Аргентина), 1962 год

Фото №5 - Как блистали Скобцева, Самойлова и другие актрисы на кинофестивалях
Фото
кадр из фильма «Девчата»

На 4-м кинофестивале в городе Мар-дель-Плата 32-летнюю Тосю Кислицыну в комедии Юрия Чулюкина «Девчата» отметили за лучшее исполнение женской роли.

Наденька вспоминала, что у нее чуть не разорвали платье, когда в зале сообщили, что ей достался приз за главную женскую роль, — рассказал «Антенне» ее вдовец Вилли Хштоян. — Начали все теребить, чтобы оставить себе кусочек на память. Она даже испугалась, что останется раздетой, и попросила местную охрану, чтобы ее защитили. С ней в Аргентине ходила целая делегация, в составе которой поехал и Коля Рыбников. Потом устраивали обеды в ресторанах. У нее было очень много приглашений сниматься за границей, но глава наших кинематографистов всегда говорил на приемах, что она занята у нас на съемках. Поступали предложения из Голливуда, других стран, но ей о них не говорили, а сказали только тогда, когда прошло какое-то время. Вот тогда ей и сообщили, что такие предложения были, но «ее берегли для себя». Аргентинский приз хранится у нас на даче. Это деревянная статуэтка в виде фигуры женщины. Латинская Америка Наде очень понравилась, она долго оттуда получала письма, а поскольку знала английский и французский, то и отвечала на них по возможности. Там ее называли Чаплином в юбке и сравнивали с Джульеттой Мазиной, потому что она была комедийной актрисой невысокого роста и произвела сильное впечатление. На тот момент, кроме Мазины, в мире не было подобной артистки. Потом на Московском кинофестивале к ней очень многие итальянцы подходили. Она даже говорила, что наши уже забыли, а итальянцы помнят. После этого она ездила по многим странам в составе делегаций. У нас к этому спокойно относились, а там вызвала большой интерес.

Лариса Лужина, Канны (Франция), 1962 год

Фото №6 - Как блистали Скобцева, Самойлова и другие актрисы на кинофестивалях
Фото
кадр из фильма «На семи ветрах»

Лариса Лужина покорила Канны, будучи студенткой второго курса ВГИКа. В 1962 году она представила картину Станислава Ростоцкого «На семи ветрах», где сыграла роль Светланы Ивашовой.

– Мне посчастливилось выглядеть наравне с зарубежными звездами, — признается Лариса Лужина. — В основном бывшие конкурсанты из Советского Союза делились нарядами с теми, кто ехал. Собирали образ буквально по крупицам. У кого — платье, у кого — туфли и палантин. Очень повезло, что я была манекенщицей Дома моделей в Таллине. Мне оттуда прислали два невероятно красивых платья. Я жила в общежитии ВГИКа, у нас училось много иностранцев. Помню, индонезийцы привезли желто-белое платье с широким поясом. Вдова французского живописца Фернана Леже Надежда Петровна подарила наряд из нежно-голубых кружев. Платье было такого же фасона, как и маленькое черное Коко Шанель. Длиной до колена и сидело четко по фигуре. Потом местная пресса писала, что этот наряд достоин самой Мэрилин Монро.

Людмила Чурсина, Сан-Себастьян (Испания), 1969 год

Фото №7 - Как блистали Скобцева, Самойлова и другие актрисы на кинофестивалях
Фото
кадр из фильма «Журавушка»

На 17-м кинофестивале в Сан-Себастьяне 28-летняя исполнительница главной роли в мелодраме Николая Москаленко «Журавушка» выиграла в самой почетной номинации среди женщин.

– Награду мне вручала Одри Хепберн, — призналась «Антенне» Людмила Чурсина. — Но рассказывать об этом подробно я не люблю: после признания мне предлагали контракт на 15 фильмов в Голливуде, но я от него отказалась. От мудрости, а может, и по глупости. Скорее второе. Что было, то было. Стараюсь жить сегодняшним днем. Вот как раз бегу на репетицию спектакля — нового! Но спасибо, что вспоминаете и мои выходы такой давности, это приятно!

Ольга Остроумова и Ирина Шевчук, Венеция, 1972 год

Фото №8 - Как блистали Скобцева, Самойлова и другие актрисы на кинофестивалях
Фото
кадр из фильма «А зори здесь тихие»

В 1972 году на Венецианский кинофестиваль поехала картина Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие…». СССР представили исполнительницы главных ролей Ольга Остроумова (Женя Комелькова) и Ирина Шевчук (Рита Осянина).

– Когда нам с Ирой сказали, что едем в Канны, мы были взволнованы. Не понимали, что можем надеть и где искать подходящие платья. К тому же у нас не было материальной возможности, чтобы достойно нарядиться, — делится Ольга Остроумова. — Благодарна супруге режиссера за то, что она быстро нашла портниху. В итоге нам сшили два платья одинакового фасона, но разных цветов. Перед премьерой мы все очень волновались. Не знали, как нас примет зарубежная публика. После просмотра картины зрители устроили невероятные овации.

Елена Яковлева, Канны (Франция), 1990 год

Фото №9 - Как блистали Скобцева, Самойлова и другие актрисы на кинофестивалях
Фото
кадр из фильма «Интердевочка»

28-летнюю исполнительницу главной роли в драме Петра Тодоровского «Интердевочка» отправили не на кинофестиваль, а по заданию «Совэкспортфильма» на местный кинорынок — продвигать нашу картину за рубежом.

– Леночка справилась с задачей блестяще, — сказал «Антенне» ее партнер по фильму Мартиньш Вилсонс, сыгравший водителя-дальнобойщика Виктора. — В тот год в конкурсной программе Канн участвовала другая советская лента — драма «Мать» Глеба Панфилова. Она взяла специальный приз жюри «За выдающиеся художественные достижения». Однако в «Интердевочку» тоже верили и командировали Лену ее рекламировать, чтобы купили для проката в западных странах. Чтобы она смогла произвести впечатление, на помощь пришла Галина Борисовна Волчек. Дала Лене мешочек фамильных драгоценностей, чтобы та просто сверкала. Отвела к Вячеславу Зайцеву — он пошил ей несколько нарядов. Один, говорили, и вовсе прозрачный. Сам не знаю, не видел, так как в те годы крайне мало фотографировали, ни одного снимка с того ее вояжа я не видел.

Кого из советских актрис вы считаете самой красивой?

Вадим Андреев, актер:

– Анастасию Вертинскую в картинах «Алые паруса» и «Человек-амфибия». У актрисы редкая и, можно сказать, внеземная внешность.

Леонид Кулагин, актер:

– Миниатюрную и изящную Веру Холодную. Главный секрет —  в абсолютной женственности. Мне запомнился ее немой фильм «Молчи, грусть, молчи», где она сыграла супругу скрипача-эквилибриста.

Евгений Маргулис, музыкант:

– Конечно же, Элину Быстрицкую. Она - символ обаяния.

Вячеслав Мясников, актер:

– Русскую Брижит Бардо Наталью Кустинскую. Белые длинные локоны, точеная фигура и неповторимый голос.

Владимир Ташлыков, актер:

– Любовь Орлову. Про нее говорили: «Блондинка с красотой голливудской дивы».