Весна на Заречной улице актеры фото
Фото
стоп-кадр из фильма «Весна на Заречной улице»

Картина вышла в середине 50-х годов, в начале расцвета хрущевской оттепели. Этот период называли временем свободы, творческих открытий и экспериментов. Новый директор Одесской киностудии Александр Горский пригласил для сотрудничества двух начинающих постановщиков, выпускников ВГИКа — Феликса Миронера и Марлена Хуциева. И авторам ленты пришлось побороться за свой сценарий. Они хотели сделать главного героя понятным, показать его нужды, интересы, заботы. Однако худсовету кинофабрики очень не понравился этот образ. Их возмутило, что передовик производства проводил время в заурядных компаниях, распевал песни под гитару и залезал в окна.

– Фильм ругали за отсутствие планов, соцсоревнований, комсомола, — рассказывает исполнитель роли Николая Крушенкова (друга Саши и Татьяны Сергеевны), актер Геннадий Юхтин. — Миронер и Хуциев хотели убрать ложную партийность и показать жизнь такой, какой она была. Вообще, атмосфера ленты была пронизана переменами. Ведь после смерти Иосифа Сталина в кинематографе началось оживление. У людей постепенно уходил страх и появлялась надежда. Картина получилась очень живой и человечной. Правда, она не удостоилась ни одной Госпремии. Вначале считали, что не за что давать. Когда кино стало народным, было поздно. На протяжении двух лет на пути у режиссеров постоянно вставали преграды. То работу грозились приостановить из-за перерасхода пленки и невозможности уложиться в план студии. То критиковали сюжет, видя в нем подтекст: не хочу учиться, а хочу жениться. То возмущались недостатком подробностей. В общем, мы отбивались как могли!

Весна на Заречной улице актеры фото
Фото
стоп-кадр из фильма «Весна на Заречной улице»

Съемки велись в экстремальных условиях. Сложное оборудование, высокие температуры и отсутствие освещения — все это держало группу в напряжении.

Обстоятельства вынуждали снимать сталелитейные процессы с одного дубля. Правда, это получалось не всегда.

– Хуциев и Миронер договорились с рабочим, что за несколько минут до того, как хлынет сталь, он поднимет руку, — продолжает Геннадий Гаврилович. — То есть даст сигнал, что можно включать камеру. Но он по какой-то причине запоздал. Поэтому успели снять расплавленный металл только на середине желоба. В результате в одном из павильонов Одесской киностудии выстроили декорации и досняли эпизод с героем Николая Рыбникова Сашей Савченко. Чтобы образ получился достоверным, Рыбникову пришлось две недели проработать на заводе «Запорожсталь».

Помню, надо было снять въезд Татьяны Сергеевны (Нина Иванова) на электровозе в мартеновский цех. Операторам не хватало освещения. Тогда попросили сталеваров в этот момент открыть заслонки мартеновских печей. Мы не ожидали, что пламя так ярко озарит все вокруг! Кстати, это было страшным нарушением технологического процесса.

Весна на Заречной улице актеры фото
Фото
стоп-кадр из фильма «Весна на Заречной улице»

Зрители не сомневались, что Нина Иванова и Николай Рыбников были влюблены друг в друга. Поклонники считали, что иначе невозможно настолько правдиво сыграть нежные чувства.

На самом же деле актеры питали симпатию друг другу как партнеры по площадке, но не более того. Рыбников сразу вспыхивал, когда судачили об их романе с Ивановой. Ведь он всю жизнь любил красавицу-супругу — актрису Аллу Ларионову.

– В 90-е годы хорошие парни-передовики и труженики стали никому неинтересны, — делится дочь актера Николая Рыбникова Алена Николаевна. — На первый план вышли бизнесмены и бандиты. Отец в силу своего возраста (ему было уже под 60) не мог перестроиться на таких героев. Он не знал, как дальше существовать и на что содержать семью. Для актера, полного сил, это было настоящей трагедией… Очень сильно сдал физически от безысходности.

Последней киноработой Николая Рыбникова стал фильм «Изыди!».

– По сюжету у главного героя Моти Рабиновича (Отар Мегвинетухуцеси) был друг, который должен появиться всего в двух сценах, — говорит режиссер Дмитрий Астрахан. — Вспомнили о Николае Рыбникове. Не знали, как он отнесется к такой крохотной роли, будучи кинозвездой Советского Союза. Однако легко согласился на наше предложение и был доволен. Как-то в один из дней он не появился на съемочной площадке. Мы забеспокоились. Выломали дверь в его комнате и увидели актера, лежащего на полу с огромным синяком. Оказалось, что Николай Николаевич загулял, оступился и упал. Он сказал: «Дмитрий, прости, отправляй меня домой…» Мы решили, что все-таки доснимем с ним эпизоды. Придумали, что его трактирщик Никифор получил фингал в очередной драке!

История Нины Ивановой развивалась по другому сценарию. Она совершенно случайно попала в ленту. Марлен Хуциев увидел ее в одной из короткометражек своих студентов. В то время она училась в мединституте и не помышляла об актерской карьере. Хотя за ее плечами был опыт съемок, будучи в 10-летнем возрасте (в картине «Жила-была девочка»). Позже режиссер признавался, что Иванова оказалась чрезвычайно артистичной, у нее были выразительное лицо и пронзительный взгляд. «Весна на Заречной улице» не только подарила ей славу, но и личное счастье. Она вышла замуж за оператора ленты Радомира Василевского. Однако через несколько лет они расстались. Детей у пары не случилось. Актриса пыталась залечивать сердечные раны, уйдя с головой в кино. Но дальнейшие ее работы («Киевлянка», «Любовью надо дорожить», «Серая болезнь», «Еще можно успеть») приносили только разочарования. На их качестве сказывалось отсутствие профильного образования. Потом артистку и вовсе перестали снимать, и она ушла из профессии. Долгое время она трудилась помощницей режиссера на киностудии им. М. Горького. В 90-е — медсестрой. В последние годы и вовсе стала вести затворнический образ жизни. Всегда избегала разговоров о кино, о себе. Хотела, чтобы ее запомнили молодой, красивой, с модным «локоном страсти» (так поклонницы прозвали непослушный завиток у виска. — Прим. «Антенны»). Нины Георгиевны не стало 1 декабря 2020 года. Ей было 86 лет.

Весна на Заречной улице актеры фото
Фото
стоп-кадр из фильма «Весна на Заречной улице»

Одной из ярких героинь была милая девушка Аля Алешина, отвергнувшая ухажера Юру Журченко (Владимир Гуляев). Интересно, что актер в жизни был бывшим мужем Риммы Шороховой. На съемках судьба вновь их пыталась свести, но артистка не решилась вернуться. Позже она признавалась, что пожалела об этом. После выхода «Весны на Заречной улице» на Шорохову посыпались предложения от режиссеров. Римма могла стать звездой Советского экрана! Однако, поняв, что женское счастье ей дороже мечты о кино, выбрала другой путь. Она уехала в Прагу со вторым супругом — оператором Яромиром Гольпухом. На этом карьера актрисы оборвалась. В местных фильмах ей мешал сниматься языковой барьер. На родину не приглашали из-за брака с иностранцем. Некоторое время она вела русскую передачу на одной из радиостанций, потом трудилась администратором в отеле. Несколько лет назад Марлен Хуциев пытался связаться с артисткой, но она так и не вышла на связь.

Интересные факты

  • В 1956 году картина стала лидером проката. Ее посмотрели более 30 миллионов человек.

  • Песня сталевара Саши Савченко про «заводскую проходную, что в люди вывела меня» стала гимном многих металлургических заводов СССР.

  • Мелодию из «Весны на Заречной улице» и по сей день проигрывают «Часы влюбленных» в Запорожье.

  • После съемок фильма в Одессе появилась Заречная улица.

  • После выхода ленты Марлена Хуциева прозвали «Мартеныч» за неумный и горячий характер. 

  • Хуциеву мешками приходили письма от наблюдательных зрителей. Они указывали режиссеру на две ошибки. Первая: учительницу в город привозит машина с разными номерами. Вторая: в одной из сцен Савченко то с закатанными рукавами, то нет.

  • Феликс Миронер был мастером диалога. Картина разошлась на цитаты.

  • У Хуциева было невероятное упорство. Он лихо отстаивал фильм.

  • Николай Рыбников, сдружившись с коллективом «Запорожстали», каждый год навещал работников на День металлурга.

  • Режиссеры в конце фильма поставили многоточие. Они не знали, как сложится судьба героев.

  • В Запорожье металлурги открыли бронзовый памятник учительнице Татьяне Сергеевне в знак благодарности.