Леонид Каневский: «Усы больше не сбрею никогда»
Главные герои одного из самых популярных советских сериалов (слева направо): Кибрит (Эльза Леждей), Томин (Леонид Каневский), Знаменский (Георгий Мартынюк)
Фото
кадр из сериала

– Как отметите юбилей?

– Какой юбилей? День рождения! Это все только цифры. Отмечу с семьей и друзьями.

– Сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи» с удовольствием смотрят уже третье поколение зрителей. В чем его успех?

– Признаюсь, что когда попадаю на этот сериал на каком-то канале, то досматриваю до конца. Мне тоже интересно. Изначально никто и не думал, что «Следствие ведут ЗнаТоКи» будут снимать 20 лет. Поначалу он преподносился как телеспектакль. Шли репетиции, настоящая работа как над художественным произведением, а не быстро-быстро слепить что-то. Мы делали кино о человеческих отношениях, судьбах. У нас снимались лучшие артисты Москвы. Каждое дело, а их было 25, состояло из двух – четырех серий. Появлялись раз, максимум, два раза в год, а люди говорили, что смотрят нас каждый день. Улицы в это время пустели. По криминальной статистике, преступлений в это время почти не совершалось.

Имя для героя позаимствовал у брата

– Причем вы расследовали настоящие дела?

– Не мы, а наши герои, но раз вы так думаете, значит, мы хорошо сыграли. Был случай: ко мне в театр приехала из Сухуми дама, у которой возникли проблемы с квартирой, кто-то ее хотел отнять, шли суды, и друзья посоветовали ей ехать в Москву к Томину – он поможет. Я даже начал давать ей какие-то советы, но вовремя спохватился, что не специалист, и свел ее со своим приятелем-адвокатом, который ей в итоге и помог. Да, народ думал, что мы сначала милиционеры, а потом артисты. Потому что в основе каждой серии были настоящие дела, может быть, уже давно раскрытые. Кстати, имя для моего героя – Александр – я не придумывал: позаимствовал у брата. Он, когда узнал, не возражал.

– Слышала, что благодаря вам милиционерам разрешили носить баки…

– Да, было такое. Стали отращивать и ссылаться на Томина.

– Сейчас бакенбарды почему не носите?

– Время прошло.
Леонид Каневский: «Усы больше не сбрею никогда»
Леонид Каневский с женой Анной, дочерью Натальей, зятем Идо и внучкой Амалией
Фото
Роман Кузнецов

– А бороду?

– Бороды никогда не было. Усы начал носить со спектакля «Весельчаки» (постановка шла в Театре на Малой Бронной в 1980-х годах. – Прим. «Антенны»). Мы с моим партнером, замечательным артистом Левой Дуровым, играли двух в прошлом прославленных старых артистов варьете. Так усы и остались со мной.

– А если предложат роль без усов?

– Не сбрею. Я даже в «Трех сестрах» играл роль Кулыгина, мужа Маши, у которого есть фраза о том, что он сбрил усы. Так я усы поменял на бороду: приклеил себе искусственную бородку, а потом отклеивал ее, чтобы он мог произнести эти слова. Мне режиссер разрешил, а Антон Павлович, надеюсь, простит такое легкое изменение в тексте. Как-то давно, когда дочке Наташке было лет пять, я для какого-то фильма сбрил усы, а она увидела меня и стала хохотать. Я обиделся и даже ушел из дома на несколько часов.

Человек должен жить в теплом климате

– А как случилось, что однажды вы чуть не остались в шведском городе Мальме?

– Меня пригласила провести мастер-класс местная театральная школа, директор которой бывал в театре на Малой Бронной еще при Эфросе. Дело было в 1991 году. Я провел в Швеции февраль – март, сделал там спектакль «Дон Жуан». Два замечательных месяца. И мне предложили остаться с этим курсом и создать молодежный театр. Но я не согласился, потому что знал, что в 1 мая должен быть в Израиле на открытии театра «Гешер». Сегодня его знают все театралы. Когда мне было 50 лет, Женя Арье, замечательный режиссер, предложил участвовать в создании русскоязычного театра в Израиле – мне показалось интересным совершить этот кульбит. У меня в молодости был подобный опыт. В 1963 году я – молодой артист в театре «Ленком», и туда пришел режиссером гениальный Эфрос. И за год этот театр преобразился, стал совершенно другим, новым. Мне стало интересно сделать нечто подобное в мои полвека. И нам это удалось, хотя сначала были проблемы с языком. Потом мы объездили самые престижные фестивали мира: выступали неоднократно в Лондоне, в Париже, в Берлине, в Америке, в Швейцарии и даже в Москве два раза.

– Это большой успех!

– Я себя называю артистом запаса театра «Гешер», поскольку сейчас, в основном, работаю в Москве, а там ничего не играю, но надеюсь все еще впереди. Лет пять я совмещал: снимался здесь, играл там, ездил на гастроли. В этом прелесть нашей профессии – возможность совмещать работу в кино и театре. Сейчас в Израиль езжу не очень часто, но когда могу, то лечу, потому что чувствую там себя очень комфортно. У меня там друзья.

– В чем главная прелесть тамошней жизни? Чем отличается от нашей?

– Хорошая жизнь нигде ничем не отличается. Когда рядом семья и друзья, неважно, где ты живешь.
Леонид Каневский: «Усы больше не сбрею никогда»
Внук Леонида Каневского Микаэль
Фото
«Фейсбук» (запрещенная в России экстремистская организация) Натальи Каневской

– Но там теплее.

– О да! Я всегда говорил, что человек должен жить в теплом климате.

– Будут ли в этом году, который объявлен Годом театра, премьеры у вас на Малой Бронной?

– Во-первых, сегодня на Малой Бронной я не в труппе, а приглашенный артист. Играю два спектакля. Это «Поздняя любовь», поставленная Евгением Арье в театре «Гешер», – 12 лет существует постановка, и мы с успехом гастролируем с ней по всему миру, и нас часто благодарят за премьеру: приходится держать себя в форме. Также играю Городничего в «Ревизоре». Представьте себе, я поступал в Щукинское училище и читал монолог этого персонажа, уверенный, что никогда его не сыграю. И вдруг в 2010 году мне позвонил Сергей Голомазов, главный режиссер Театра на Малой Бронной, и предложил исполнять Городничего в моем бывшем родном театре. Я был в шоке. Конечно, я согласился – и провожу девятый год в замечательной актерской компании: Даниил Страхов в роли Хлестакова плюс прекрасные ребята – в основном ученики Голомазова.

Иногда приходится работать дедушкой

– Как ваша дочка стала художником по костюмам? От кого у нее талант?

– Она окончила школу в Израиле и поступила там в университет на театральное отделение по специальности «Декорации и костюмы». В школе занималась в драмкружке, где они ставили отрывки. Я приходил, помогал. Но лет с пятнадцати она настроилась на костюмы, оформление спектаклей. Успешно работает с моими коллегами. Некоторые художники по костюмам нервничают, когда имеют дело со звездами – те капризничают, все им не нравится. А про Наташку мне уже несколько человек говорили, например, Маша Шукшина, Ира Пегова, что в костюмах дочки сразу выходят на площадку. И никаких проблем, потому что, кроме того, что она профессионал, она еще умеет устанавливать контакт с артистами. Работает со многими театрами, но не в штате, а как приглашенный художник. В кино она оформила много сериалов, из последних – «Содержанки» Богомолова.

– Дочка вам еще и двух внуков подарила.

– Да, она нам родила внучку Амалию, ей уже 7 лет, в этом году пойдет в школу. Мы с женой иногда работаем бабушкой и дедушкой, она называет нас Леней и Аней. У нее проявляются и актерские, и художественные способности. Что-то все время поет, танцует. Второй внук Мика (Микаэль) с двух лет мне включает компьютер и закачивает программы в телефон. Сейчас ему 4 годика. Парень с юмором, весь в дедушку. Амалия с Микой очень любят у нас ночевать.

– Расскажите про передачу «Следствие вели...» с Леонидом Каневским. Наверное, сложно создать программу после такого успеха сериала?

– Это интересная история. Связь с фильмом у нее только ассоциативная. Это именно следствие с Каневским, то есть мой взгляд на все, моя интонация. Меня здесь интересует, в основном, рассказ про время. Прелесть нашей передачи в том, что она наполовину – рассказ про жизнь, про человеческие отношения: как общались, шутили, питались, гуляли. И самое важное для меня то, что программу смотрят молодые люди 13 – 15 лет, мальчики и девочки во всех городах бывшего Советского Союза и за границей, где живут русскоязычные люди. Подходят на улице и говорят, что им это очень интересно, так как им об этом рассказывали их бабушки с дедушками. Они видят другие отношения: более прозрачные и человеческие. Поэтому программа идет уже 13 лет. И будет идти дальше. Сейчас подписали контракт на новый сезон.
Леонид Каневский: «Усы больше не сбрею никогда»
В фильме «Д'Артаньян и три мушкетера»
Фото
кадр из фильма

Спорим, вы не знали, что… в комедии «Бриллиантовая рука» Леонид Каневский «спрятал» девичью фамилию будущей жены, дочери знаменитого артиста Ефима Березина. Когда его герой, контрабандист, накладывавший гипс, непереводимо ругается, то в потоке слов отчетливо слышится «Березина».

– Когда шли старые добрые «ЗнаТоКи», зрители заваливали редакцию письмами с угрозами, что если ваш герой женится, то перестанут ее смотреть. Сейчас есть такое?

– Сейчас пишут и благодарят, предлагают истории из своей жизни. Рейтинг очень высокий.

– Другие сериалы про полицию-милицию смотрите?

– Конечно. Например, нравится Лена Яковлева в сериале «Каменская».

– Может, фамилию ей в честь вас выбрали? Книгу Александра Маринина после вашего сериала написана.

– Вполне вероятно. Точно знаю, как появилась у моего героя фамилия Семин в одноименном сериале. Его снял продюсер, создававший также и «Следствие вели…». Я его спросил, почему, и он ответил: «Семин, Томин – для зрителя будет ассоциация».
Леонид Каневский: «Усы больше не сбрею никогда»
Леонид в молодости без усов
Фото
семейный альбом

Блицопрос. Три загадки на сообразительность

1. Вы заходите в темную кухню, где есть свеча, керосиновая лампа и газовая плита. Что зажжете в первую очередь?

– Конечно, свечку. Но сначала все-таки спичку.

2. Как не спать семь дней подряд?

– Это невозможно. Разве что если спать ночью.

3. Один из актеров, с которым вы снимались, отращивал для роли усы. Но играл в итоге в искусственных. Как так?

– Помню-помню, это был Михаил Боярский в «Трех мушкетерах». Ему гримерши спалили усы, и он снимался в накладных. Я вам расскажу про своего тестя и друга – Штепселя. У его партнера Тарапуньки (Юрия Тимошенко) были усы, без которых его невозможно было представить. И вот он как-то приходит на день рождения к Штепселю и говорит: «Фима, я решил сделать тебе подарок – отдать самое дорогое, что у меня есть, мои усы». И он отрывает усы и дает их Фиме. До этого он их сбрил, наклеил искусственные, чтобы сделать такой жест и отдать другу свои усы. Это было здорово!

Досье

Родился: 2 мая 1939 года в Киеве.

Образование: окончил в 1960 году Щукинское училище, курс В. К. Львовой.

Карьера: с 1960 по 1967 год служил в «Ленкоме», с 1697 по 1991 год – в Театре на Малой Бронной, с 1991 по 2010 год – в израильском театре «Гешер». Снялся более чем в 70 фильмах и сериалах, среди них – «Бриллиантовая рука», «Красная палатка», «Следствие ведут ЗнаТоКи», «Д'Артаньян и три мушкетера», «Мэри Поппинс, до свидания!» С 2006 года ведет документальный сериал «Следствие вели…» на «НТВ». Заслуженный артист РСФСР. Награжден орденом Дружбы, нагрудным знаком «За содействие МВД России».

Семейное положение: женат на Анне Березиной. Дочь Наталья (42 года). Внуки Амалия (7 лет), Микаэль (4 года).