Режиссерский дебют Стефани Ди Джусто стоит смотреть, несмотря ни на что. Сделать это нужно потому, что фильм «Танцовщица» рассказывает историю двух легендарных женщин, которые стали родоначальницами не только нового танца, но и нового стиля жизни – Лои Фуллер и Айседоры Дункан. Причем если о второй благодаря ее отношениям с русским поэтом Сергеем Есениным в нашей стране знает почти каждый, то о блистательной судьбе первой представления не имеет почти никто. И это при том, что основательница танца модерн Лои Фуллер в конце XIX – начале XX века была иконой эпохи, музой Тулуза-Латрека и Родена, а ее изображениями украшали фасады домов…

Танцовщица фильм 2016
Режиссер Стефани Ди Джусто написала эту роль специально для Соко
Фото
кадр из фильма «Танцовщица»

Но мы начали с того, что фильм нужно смотреть «несмотря ни на что». На что же, собственно говоря, смотреть не стоит? Нужно быть готовым к тому, что фильм, заявленный, как байопик, таковым на деле не является. Вернее, если признать этот факт, то придется констатировать, что биография вышла крайне сомнительная – уж очень много неточностей и откровенно выдуманных деталей.

Итак, в двух словах расскажем, что фильм посвящен упомянутой уже выше танцовщице Лои Фуллер, которую играет Соко. Речь идет о становлении звезды – из неуклюжей девочки-подростка, которая не наделена ни внешностью, ни способностями к хореографии, она вырастает в настоящую диву, изобретая собственный уникальный танец. Далее нам рассказывают о карьере Лои и ее личной жизни, в том числе о встрече и отношениях с другой известной танцовщицей – Айседорой Дункан (Лили-Роуз Депп). Последняя начинает в труппе Фоллер свою карьеру, но потом пути женщин расходятся. Между двумя дивами складываются весьма драматичные отношения – от любви до ненависти, как говорится.

Что не так?

Реальная Лои Фуллер начала заниматься танцами гораздо раньше, чем экранная. В фильме Мария-Луиза (так ее звали до появления псевдонима) решает приобщиться к танцам в 25 лет и уезжает с этой целью из Америки в Париж. На самом же деле Фуллер, если верить ее собственным мемуарам, танцевала с четырех лет, а уже в 16 принимала участие в бурлеск-шоу в Чикаго. В Париж танцовщица уехала в 1892 году, когда ей было 30 лет. Но такие неточности меркнут по сравнению с судьбой родителей героини. Уехав в Париж, Мария-Луиза оставила и маму, и папу в добром здравии, а в фильме отца героини зачем-то умертвили, причем весьма изощренно.

Далее по мере развития сюжета начинают всплывать вообще не существующие в жизни звезды факты и персонажи. Режиссер выдумала аристократа Луи Дорсе, который по сюжету является покровителем Лои, хотя известно, что мужчин в жизни танцовщицы никогда не было. Правда, по этому поводу сама Стефании Ди Джусто внесла ясность, рассказав, что мужчину она ввела, чтобы смягчить гомосексуальный подтекст в отношениях Фуллер и Дункан.

Танцовщица фильм 2016
Лои Фуллер
Фото
Getty Images
Танцовщица фильм 2016
Стефани Соколински (Соко) в роли Лои Фуллер
Фото
кадр из фильма «Танцовщица»

Переходя к юной Айседоре в исполнении Лили-Роуз Депп, скажем сразу, что здесь напутать было сложно, так как про ранние годы танцовщицы известно не так много. До 1902 года она действительно состояла в труппе Лои Фуллер, и та оказала на нее сильное влияние. Творческая манера выражения себя через танец, идея создания танца будущего, в котором человек может быть абсолютно свободен, начала зарождаться у Айседоры уже в то время.

От наставницы ее отличало то, что Дункан была куда более талантлива, как танцовщица. Если Лои делала ставку на шоу, уникальные платья и свет, то Айседора – на пластику тела. По мнению режиссера, между женщинами была одновременно зависть (со стороны Фуллер, которая не была так одарена), восхищение и любовь со всеми вытекающими последствиями… Нужно сразу оговориться, что о сексуальных отношениях двух танцовщиц доподлинно ничего не известно. Верить в версию режиссера на сто процентов не стоит.

Танцовщица фильм 2016
Айседора Дункан
Фото
Getty Images
Танцовщица фильм 2016
Лили-Роуз Депп в роли Дункан
Фото
кадр из фильма «Танцовщица»

За что хвалим?

Какую же деталь в картине можно назвать самой правдоподобной? Наверное, платье… И Фуллер, и Дункан делали большую ставку на развивающиеся одежды, которые не только усиливали эффект от танца, но и символизировали раскрепощение женщины. По легенде, однажды Лои, работая на сцене, запуталась в портьере, а выворачиваясь из нее, попала в свет софитов. Получился странный танец с тканью, который привел публику в восторг. Тогда актриса и задумала создать свой удивительный номер.

Танцовщица фильм 2016
На премьеру ленты в Каннах Соко пришла в платье от Gucci с рукавами-крыльями
Фото
Getty Images

Платье, которым управляла Лои, было сшито из многих метров ткани, а на руках крепилось на двухметровые палки. Специальные зеркала и лампы направлялись на танцовщицу таким образом, чтобы цвета на белой ткани переливались и играли. В фильме наряд выглядит очень даже правдоподобно. Его шили из натурального белого шелка, используя эскизы самой Фуллер. В диаметере платье составляло несколько десятков метров и имело бамбуковый каркас. По словам Соко, парить в этом наряде на высоте 2,5 метров для нее было очень не просто. Но несмотря на все сложности, актриса так вжилась в образ, что даже на премьеру ленты в Каннах пришла в платье от Gucci с рукавами-крыльями.

+2

Подводя итог, надо сказать, что главной ошибкой Стефании Ди Джусто было назвать фильм биографическим. Если закрыть глаза на грубые исторические ошибки, лента получилась вполне красивая и тонкая. И она вовсе не о танцах, а о том, как из самой некрасивой и не подающей никаких надежд девочки может вырасти настоящая звезда. Главное – найти себя и верить в то, что делаешь. Кстати, по словам Соко, ради этой роли ей пришлось пройти путь своей героини – от неуклюжей пацанки до парящей в свете софитов бабочки.