как вести себя на собеседовании
Фото
pixelfit / E+ / Getty Images

С необходимостью искать работу сталкивается практически каждый взрослый (и не очень) человек. В теории все довольно просто: составить резюме, отразить в нем все свои лучшие качества, разослать его в кадровые агентства или напрямую в компании, очаровать интервьюера на собеседовании и приступать к работе.

Однако на практике оказывается, что на каждом этапе возникают свои подводные камни, которые могут помешать получить работу мечты.

Вот несколько советов, как пройти собеседование с максимальной пользой для будущей карьеры.

1. К интервью нужно подготовиться

Запаситесь историями из собственной жизни, отражающими ваши лучшие качества. «Лучшие» в контексте собеседования означает «подходящие к должности». То есть, если вы собеседуетесь на должность менеджера по продажам, не стоит расписывать свою скромность.

Здесь больше подойдут примеры вашей способности убеждать и находить общий язык с самыми разными людьми. Именно примеры, так как считается, что по поведению человека в прошлом лучше всего можно предсказать его будущие успехи.

2. Говорите по делу

Историями из собственной жизни не стоит увлекаться, пусть они будут лишь иллюстрациями вашего профессионализма. Строя свой ответ, нужно всегда помнить сам вопрос и четко придерживаться его рамок, не сбиваясь на лирические отступления.

3. Собираясь на интервью, постарайтесь найти как можно больше информации о компании

Подготовьте список интересующих вас вопросов. Помните, что на собеседовании оценивают не только вас, вы сами можете узнать на нем достаточно, чтобы решить, подходит ли вам эта работа. А для этого надо знать, на что обратить внимание.

4. На интервью лучше всего быть собой

Проявите свои качества, подходящие к той должности, на которую вы претендуете (читайте также: Ошибки на собеседовании: что может «обесценить» вас в процессе интервью). Если она требует критичности и независимости мышления, не стоит во всем подстраиваться под интервьюера. Наоборот, он будет ожидать, что вы активно будете высказывать и отстаивать ваше мнение. И, возможно, даже провоцировать вас на это.

«Новая работа как новая жизнь, и волноваться на этом пороге — совершенно нормально. Если вы не находите себе места, главное — не бороться с волнением, а признать его. Сразу скажите собеседнику, что вам не по себе. Поверьте, это признание пойдет вам на пользу. Предупредили, ответственность за безупречный диалог с себя сняли, поэтому собеседник любой конфуз будет объяснять вашим волнением», — советует директор по персоналу Татьяна Адушева.

как вести себя на собеседовании
Фото
gpointstudio / iStock / Getty Images Plus / Getty Images

5. Будьте готовы к неудобным вопросам по вашей биографии

Перед собеседованием просмотрите свое резюме и убедитесь, что вы можете четко и внятно объяснить, почему вы уволились с предыдущего места работы и почему три года назад два месяца просидели дома. Вопросы могут касаться и вашей семьи, друзей, бывших коллег.

6. Сохраняйте достоинство

Если вам кажется, что в своих вопросах интервьюер зашел слишком далеко, что задаваемые вопросы уже напрямую не касаются вашей будущей работы, нет ничего страшного в том, чтобы спросить, зачем он их задает.

Не стоит вставать в позу, но если вы вежливо попросите своего собеседника объяснить, к чему задан смутивший вас вопрос, ничего страшного не случится. В конце концов, дело касается вас напрямую, и вы вправе защищать свои интересы.

«Кандидат, демонстрирующий уверенность в себе, имеет больше шансов получить желаемую работу. Уверенное поведение соискателя внушает безопасность и самому рекрутеру, что он не ошибся в выборе кандидата.  Обесценить вас в процессе интервью может заискивание перед собеседником, излишняя скромность в отношении своего опыта и знаний, негативные отзывы о работе в бывших командах, раздраженные ответы на каверзные вопросы и давление на жалость», — объясняет эксперт в области рекрутинга Марина Запольская.

7. Покажите, что вы готовы развиваться

Когда вас спрашивают о ваших отрицательных качествах (не подходящих к должности), важно показать, что вы действительно с ними знакомы и либо компенсируете их достоинствами, либо работаете над собой, чтобы их исправить. Естественно, если работа требует в первую очередь, скажем, скорости мышления, а вам сложно быстро соображать в условиях стресса, вы знакомы со своим недостатком и говорите об этом на собеседовании, появляется вопрос, зачем вам эта работа.

Но, как правило, этого не происходит. Никто не идеален, но разумный человек старается выбрать работу по себе. Например, нисколько не удивляет услышать от человека, работающего с компьютером или другими неодушевленными предметами, «стеснительность».

«В период коронакризиса руководители пересмотрели свои требования при найме. Сейчас все хотят, чтобы к работе приступил „человек-оркестр“, который в дополнение к основному функционалу сможет выполнять другие обязанности. Поэтому о своих навыках в смежных сферах, о готовности и способности им научиться особенно важно упоминать на собеседовании», — объясняет специалист по развитию бизнеса и карьеры Наталья Венерова.

как вести себя на собеседовании
Фото
Harbucks / iStock / Getty Images Plus / Getty Images

8. То же самое касается вопроса о ваших профессиональных неудачах

Ваш собеседник, скорее всего, очень хорошо понимает, что без них не обходится ни одна карьера, поэтому эта тема часто возникает на собеседованиях. Будьте готовы рассказать о них и показать, что поняли ваши ошибки и знаете, как поступить так, чтобы ситуация не повторилась.

Не нужно оправдываться или перекладывать ответственность на коллег или обстоятельства. Умение спокойно признать свои ошибки и сделать из них выводы ценится работодателями (читайте также: Как получить работу: 20 правил от мастера жестов).

«Многие соискатели опасаются вопроса о неудачах, но это обычная практика собеседований, ничего личного. В любой профессиональной деятельности бывают осечки и провалы. Как правило, интересуясь ими, потенциальный работодатель хочет разобраться, как соискатель на них реагировал, какие выводы сделал, какие шаги для решения проблемы предпринял. Напротив, рассказ о какой-то неудаче и ее преодолении может продемонстрировать профессионализм сотрудника: находчивость, упорство, способность оперативно реагировать и так далее», — отмечает Наталья Венерова.

9. На собеседовании не нужно врать

Вранье сразу заметно, и ваш собеседник может решить, что перед ним либо патологический врун, либо глупец. И в том, и в другом случае ваша ложь будет говорить о том, что вы не умеете признавать свои ошибки и адаптироваться к ситуации. Это не лучшие качества для хорошего сотрудника.

10. Не стоит переоценивать значение собеседования

Профессиональный опыт, требования или условия работы, а также спрос и предложение на конкретных специалистов играют очень важную роль.

11. Вызовите доверие у собеседника

«Наша цель по итогу интервью — вызвать положительные эмоции и желание продолжить беседу. Как это сделать? Улыбайтесь, не ведите себя настороженно (затравленный взгляд, сдавленный голос, руки в замке, ноги в клубке). Выдохните, стресс испытывают все. Демонстрируйте открытость: смотрите в глаза, искренне улыбайтесь, старайтесь помочь интервьюеру разобраться в специфике вашего опыта, нюансах вашей сферы. Избегайте лжи — не изображайте из себя того, кем не являетесь, восстановить доверие будет сложно», — советует рекрутер Александра Имаева.

Эксперты:

Татьяна Адушева
Татьяна Адушева

Директор по персоналу компании NL International

Марина Запольская
Марина Запольская

Генеральный директор Talentgrator, сервиса по подбору сотрудников. Эксперт в области рекрутинга, занимается подбором высококвалифицированных специалистов в странах Европы и СНГ

Наталья Венерова
Наталья Венерова

Генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»

Александра Имаева
Александра Имаева

Действующий рекрутер, полезный консультант по поиску работы, автор канала с лайфхаками по поиску работы