Шарманщик

Механизм шарманки – переносного механического органчика – был изобретен в конце XVII века, а уже в начале XVIII распространился по всей Европе, благодаря бродячим музыкантам, которых в последствие стали назвать шарманщиками. Название инструмента произошло от самой популярной песни, которую крутили все шарманщики, – «Шарман Катрин» («Прекрасная Катрин»).

Появившись, как профессия для бедных скитальцев, не умеющих играть ни на одном музыкальном инструменте, со временем игра на шарманке превратилась в почетную, пусть и плохо оплачиваемую профессию.
Появившись, как профессия для бедных скитальцев, не умеющих играть ни на одном музыкальном инструменте, со временем игра на шарманке превратилась в почетную, пусть и плохо оплачиваемую профессию.
Часто шарманщик ходил с обезьянкой, которая сидела у него на плече и вытаскивала из коробки «билетики счастья».
Часто шарманщик ходил с обезьянкой, которая сидела у него на плече и вытаскивала из коробки «билетики счастья».

Инструмент мог воспроизводить шесть-восемь мелодий при вращении рукоятки. Обычно шарманщики останавливались у богатых домов и заводили одну незамысловатую песню. Когда же хозяину дома надоедала музыка, он выходил и отправлял музыканта восвояси, угостив его отборной руганью, хлебом и мелкой монетой. Часто шарманщик ходил с обезьянкой, которая сидела у него на плече и вытаскивала из коробки «билетики счастья», иногда компанию музыканту составлял говорящий попугай или дрессированная мышь.

Шарманщик с девочкой, 1880 год.
Шарманщик с девочкой, 1880 год.
Памятник шарманщику, США.
Памятник шарманщику, США.
Шарманщик с обезьяной, 1900 год.
Шарманщик с обезьяной, 1900 год.

Очень часто шарманщики объединялись с кукольниками и выступали на улицах и базарных площадях вместе, рассказывая прохожим о приключениях Петрушки. Так, с утра до вечера актер носил на плече складную ширму и сундук с куклами, а музыкант – 30-килограммовый инструмент. Часто шарманщик выступал в качестве конферансье – представлял Петрушку, спорил с ним и, по сценарию, отговаривал от глупых поступков, которые тот пытался совершить. Когда представление заканчивалось, уличные артисты получали медные монеты от зрителей и отправлялись дальше скитаться по городам.

Шарманщики были очень популярны во Франции, Германии и Италии. В Петербурге уличных музыкантов называли ремесленниками – их спины были сгорблены от тяжести органа, худощавые лица были смуглыми от частого пребывания на улице, а обувь – сношена до дыр.

Появившись как профессия для бедных скитальцев, не умеющих играть ни на одном музыкальном инструменте, со временем игра на шарманке превратилась в почетную, пусть и плохо оплачиваемую профессию. Так, свое умение шарманщики передавали детям, и те продолжали их музыкальное дело.

Профессию шарманщиков прославили Ганс Христиан Андерсен в сказке «Свинопас», где принц с помощью музыкального волшебного горшочка вынудил капризную принцессу к поцелую, и в сказке итальянца Карло Коллоди «Пиноккио», в которой отец главного героя, кроме того, что умел тесать дерево, играл на шарманке.

Читайте далее: Почему профессия крысолова была самой популярной в Средние века?

Крысолов

Профессия крысолова появилась еще в Средневековье, когда крысы были одной из самых жутких проблем. Упоминания о вреде, который они причиняли, встречается в легендах и хрониках, – грызуны переносили болезни и уничтожали зерно. Профессия была распространенной и общественно значимой, однако считалась неблагородной. Для понимания, того, какой социальный статус был у средневековых крысоловов, можно сравнить их с современными слесарями – нужными, полезными, но не шибко почитаемыми в обществе.

Придворный крысолов.
Придворный крысолов.
Странствующий крысолов.
Странствующий крысолов.

Крысоловы делились на городских, дворцовых и странствующий. На длинных шестах странники носили связки крысиных трупов, которые подлежали сожжению. На лотках, напоминающих подносы, у крысоловов лежали ловушки и яды. Очень часто их сопровождали собаки-охотники.

На длинных шестах странники носили связки крысиных трупов, которые подлежали сожжению. На лотках, напоминающих подносы, у крысоловов лежали ловушки и яды.
На длинных шестах странники носили связки крысиных трупов, которые подлежали сожжению. На лотках, напоминающих подносы, у крысоловов лежали ловушки и яды.
Для понимания, того, какой социальный статус был у средневековых крысоловов, можно сравнить их с современными слесарями – нужными, полезными, но не шибко почитаемыми в обществе.
Для понимания, того, какой социальный статус был у средневековых крысоловов, можно сравнить их с современными слесарями – нужными, полезными, но не шибко почитаемыми в обществе.

Придя в город, крысолов расхваливал свой метод поимки грызунов, утверждая, что его способ самый эффективный. Отдельные горожане или хозяева продовольственных лавок заключали с ним контракт, и крысолов приступал к работе.

Интересно, что методы уничтожения вредных грызунов у каждого крысолова был уникален. До сих пор жива легенда о гамельнском дудочнике, который избавил немецкий город Гамельн от крыс с помощью музыки. Однако магистр города обманул крысолова, не выплатив ему обещанный гонорар. Тогда музыкант увел за собой под колдовские звуки дудочки всех городских детей, которые сгинули с ним безвозвратно.

Читайте далее: Почему трубочист приносит удачу?

Трубочист

Родиной трубочиста считается Дания. Первым зданием, где прочистили дымоход, был замок короля Кристиана IV в Копенгагене. Начиная с XVIII века, в доме каждой знатной особы работал трубочист, а по указу короля был создан ремесленный цех датских трубочистов.

В 1974 году в городе Тендер в Бельгии открылась школа трубочистов. Срок обучения – четыре года.
В 1974 году в городе Тендер в Бельгии открылась школа трубочистов. Срок обучения – четыре года.
Художник Пейке Кох, картина 1944 года, «Трубочист».
Художник Пейке Кох, картина 1944 года, «Трубочист».

Долгое время трубочисты были изгоями, им было запрещено ходить по тротуарам и полагалось держаться подальше от людей, потому что трубочисты могли их испачкать. Тем не менее считалось, что трубочисты приносят удачу. Дело в том, что их метла делались из березы – древнего символа плодородия, поэтому приход в дом трубочиста был хорошим знаком. Есть и другое поверье. Поскольку его профессия очень опасна (ведь трубочист выполняет работу на высоте, рискуя жизнью), а с ним ничего не случается, то считалось, что он притягивает удачу. Отсюда и обычай дотрагиваться до пуговиц трубочиста.

Памятник трубочисту.
Памятник трубочисту.
Главный головной убор трубочиста – цилиндр, который использовался вовсе не для франтовства, а из практических соображений.
Главный головной убор трубочиста – цилиндр, который использовался вовсе не для франтовства, а из практических соображений.

Главный головной убор трубочиста – цилиндр, который использовался вовсе не для франтовства, а из практических соображений. В него складывались инструменты и разметочные карандаши. Кроме того, цилиндры защищали головы трубочистов от удара кирпичей, которые часто падали с крыш.

Зачастую у каждого трубочиста был помощник – мальчик 4-7 лет. Некоторые каминные трубы были очень узкими, поэтому пролезть в них, чтобы почистить, могли только дети. В качестве юных трубочистов выбирали сирот. Хозяин подмастерья обязался одевать их, кормить и обучать мастерству.