Меховой бум: откуда в России 90-х появилась мода на шубы
Анна Курникова
Фото
Mario Magnani/Liaison/Oleg Nikishin/Newsmakers/Getty Images

В СССР шубы пришли в 1960-х годах и сразу же покорили сердца модниц. Обнаженные женские тела с накинутой шубой стали появляться на обложках журналов, в рекламах и на подиумах. 

Тогда стоимость такого удовольствия была сопоставима с ценой автомобиля. И только в 90-е этот нескромный аксессуар добрался до советского потребителя в полной мере, когда дорогостоящему натуральному меху (писец, нутрия, норка и каракуль) пришли на замену шубы из цигейки, кролика и белки.

Несмотря на видимые различия фасонов, наличие даже такой шубы в гардеробе было мечтой каждого и имело огромную ценность. Какую роль играл мех в жизни общества и почему его покупка и продажа становились риском для граждан — рассказываем в нашей статье.

Признак статуса

Какой бы ни была шуба на женщине — это всегда являлось символом обеспеченности и красивой жизни (читайте также: Одеться как жена миллионера: 7 оттенков в одежде, которые делают любой образ дорогим). Несмотря на то, что страна тогда переживала последствия перестройки, покупка меха все равно оставалась делом чести для ее граждан и ценилась даже больше.

Еще бы: кто сможет позволить себе шубу в такие непростые времена? Только успешная женщина, которая либо замужем за важным мужчиной, либо его любовница. И то, и другое воспринималось в обществе как признак благополучного союза и высокого уровня достатка.

Меховой бум: откуда в России 90-х появилась мода на шубы
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Для современных образов:

Шуба Miss Chic

Шуба Miss Chic
Реклама. www.lamoda.ru

Шуба Lime

Шуба Lime
Реклама. www.lamoda.ru

«Я любима»

При помощи шубы женщины могли заявить не только о финансовом положении своей семьи, но и о чувствах, которые их мужчины к ним испытывают. Если партнер может позволить своей даме столь недешевый атрибут — значит он действительно готов сделать все, чтобы порадовать возлюбленную и показать окружающим свое отношение к ней.

В обществе считалось, что девушки в пальто и куртках не пользуются популярностью среди противоположного пола, в отличие от тех, кто носит мех. 

Челноки — советские байеры

Ценообразование на меховом рынке и сложности при покупке хорошей шубы объясняются как качеством материалов, так и методами их добычи. Челноки, которыми в основном были сами женщины, привозили мех из Турции, Китая и, в особенности, Греции, которая организовывала для советских граждан «шубные туры» и позволяла купить их дешевле прямо на фабрике. 

Меховой бум: откуда в России 90-х появилась мода на шубы
Фото
photopoems/Shutterstock/Fotodom.ru

Однако на закупке за границей трудности не заканчивались. Потом возникали проблемы на таможне, которая запрещала ввоз более двух шуб на человека. Тогда люди стали провозить по несколько меховых изделий прямо на себе, отчаянно пытаясь делать вид, что они действительно так ходят.

Их образы вызывали вопросы не только у таможенников — челноки имели много недоброжелателей. Бандиты понимали, что такие туристы — настоящее сокровище, и преследовали их по уже привычным торговым маршрутам, могли ограбить на улице и даже убить, забрав вместе с покупками все, что посчитали нужным (читайте также: Замужем за преступником: как выглядели любовницы самых опасных бандитов в лихих 90-х — им завидовали все).

Меховой бум: откуда в России 90-х появилась мода на шубы
Анна Курникова
Фото
Mario Magnani/Liaison/Getty Images

Мех или жизнь

Убийства челноков и кражи происходили не только за границей, но и на родине. Считалось, что если человек торгует шубами — значит он богат, потому всегда был под прицелом бандитских банд. Челноков отслеживали, преследовали до их места жительства, а затем врывались и выносили деньги, драгоценности и все, что попадется под руку. Иногда жертв оставляли в живых, иногда убивали.

Ограбить могли и простых граждан прямо на улице, даже в светлое время суток. Такие модные в то время меховые шапки срывались с людей одним движением руки и пропадали навсегда.