То, что «работало» с малышом, теряет актуальность с дошкольником и вызывает недоумение у подростка. На каждом этапе необходимо новое понимание ребенка, его потребностей и всегда — внимание к нему. Перемены в личности мамы помогают уверенно шагать с одной ступени развития на другую вместе с ребенком.

О том, как научиться понимать ребенка и правильно расценивать его особенности на том или ином этапе взросления расскажет наш эксперт — кандидат филологических наук, писатель и мама пятерых детей Диана Машкова.

Диана Машкова
Диана Машкова

Кандидат филологических наук, писатель, основатель АНО «Азбука семьи», мама 5 детей

Первая ступень перемен (первый год жизни)

Воспитание детей
Фото
Legion Media

Мама для младенца — это весь мир. Новорожденный не может позаботиться о себе сам. И выходит, что до года у ребенка общая с мамой жизнь. Прикосновения, колыбельные песни, ласковые разговоры, нежные игры — это все не «трата времени», а условия для здорового развития мозга и тела ребенка. Не говоря уже о необходимости носить малыша на руках весь первый год. Известный биолог Адольф Портман подсчитал, что для появления на свет «дозревшего» ребенка нужно не девять месяцев беременности, а двадцать один: за это время малыш в животе мамы достиг бы того уровня роста, который позволил бы ему передвигаться отдельно от мамы и проявлять самостоятельность.

Но природа распорядилась иначе. Поэтому «мама рядом» — один из базовых принципов успешного развития малыша. «За девять месяцев беременности у мамы и младенца формируются определенные биологические настройки, которые сохраняются и после появление малыша на свет», — пишет Марина Мелия в книге «Мама рядом».

Когда-то считалось, что ребенку на первом году жизни нужно получать от матери только питание и безопасность. Однако позже, благодаря многочисленным исследованиям, ученые пришли к выводу:

Способность человека любить и его здоровая психика формируются из ранней положительной эмоциональной связи с матерью.

Вторая ступень перемен (от годика до трех)

Методы воспитания детей
Фото
Legion Media

Очень важно, чтобы после годика мама позволила малышу начать «отделяться». Он делает первые шаги, исследует мир вокруг.

Если не давать годовалому ребенку разумной и безопасной свободы, развитие может затормозиться.

Малыш уже не получает желаемое по первому требованию как в младенчестве: он учится ждать, узнает о первых ограничениях — «нет» и «нельзя». И даже если ребенок расстроится, ему нужно от мамы утешение, а не способность «достать с неба звезду».

«Я понимаю, что ты злишься/обижен/расстроен, — говорит мама, называя чувства ребенка, — мне так жаль, но правда нельзя!». Она ни в коем случае не отвергает малыша, не говорит: «ты плохой мальчик/плохая девочка, я тебя больше не люблю!».

Когда родители принимают чувства ребенка, он постепенно делает вывод о том, что его любят несмотря ни на что.

И получает важнейший опыт — негативные чувства можно испытывать, только нужно уметь их правильно выражать. Так, как это делает мама: через слова.

 Серьезный этап сепарации происходит к концу второй ступени и известен как кризис трехлетнего возраста. Если мама знает о его особенностях заранее — о том, что бесконечные «Я САМ», «НЕТЬ» диктует трехлетке сама природа: это не каприз, а потребность стать отдельным человеком – период проходит гладко и не причиняет вреда отношениям.

Третья ступень перемен (от трех до шести)

Советы по воспитанию детей
Фото
Getty Images

В дошкольном возрасте мама для ребенка — мудрый источник знаний о мире. Неутомимые «почемучки» нуждаются в том, чтобы на их вопросы отвечали подробно, объясняли причины, следствия и давали полную информацию. Они так учатся. Поэтому любимые словосочетания родителей прошлых поколений «вырастешь — узнаешь», «любопытной Варваре на базаре нос оторвали» лучше забыть: они мешают развитию и обижают ребенка.

Важными в возрасте примерно 4-5 лет становятся вопросы пола. Девочки подражают маме. Мальчики копируют поведение папы, у них возникает идея «жениться на маме», с которой нужно очень бережно и в то же время категорично обойтись именно маме: «Малыш, я уже замужем за папой и очень его люблю. А ты, когда вырастешь, встретишь прекрасную девушку, полюбишь ее и женишься на ней».

Роль отца с трех лет становится ключевой: мама словно «передает» ребенка папе, чтобы он стал его проводником в социум.

И тут снова нужна мудрость, чтобы позволить ребенку стать ближе к папе без ревности, без обид. Если и эта стадия взросления пройдена успешно, ребенок приобретает крепкое психическое здоровье.

Четвертая ступень перемен (от семи до двенадцати)

Как воспитать сына
Фото
Getty Images

В школьном возрасте маме нужно постепенно передавать ответственность самому ребенку: он уже многое может и должен делать сам. Как минимум способен удовлетворить большинство своих физиологических потребностей без участия мамы и папы. Не нужно ему мешать!

В этот период и далее родители могут увлеченно заниматься своим делом, быть гармоничной парой, заботиться о супружеских отношениях, чтобы передать своему ребенку правильную модель семьи. Но не быть «наседками».

Приходит время отстроиться от ролей предыдущих лет — уж тем более от «первичной материнской озабоченности».

К сожалению, именно в момент взросления детей многие мамы, слишком глубоко погруженные в своих сыновей и дочерей, сталкиваются с чувством ненужности и отверженности. Они не знают, что делать теперь, когда дети подросли и у них появились интересы вне дома. Мамам необходимо найти применение своим талантам и способностям, не останавливаться в развитии или, как вариант, переключить внимание на еще одного, младшего, ребенка.

Социальный статус школьника погружает его в учебную деятельность и оставляет уже не так много времени на семью, как раньше.

Мир школьника расширяет границы и больше не заключается в одних только родителях.

 Пятая ступень перемен (подростковый возраст)

Как воспитать подростка
Фото
Legion Media

Подростку нужна «новая» мама, способная видеть в нем взрослую личность и строить отношения доверия. Происходит постепенное отделение от взрослых и поиск себя в группе сверстников. Возникает интимно-личностное общение с близкими друзьями. Настает время самоопределения и первоначального выбора жизненного пути.

Подростковый возраст — это период индивидуализации, поиска и становления. Чтобы подготовиться к самостоятельной жизни, подросток стремится уйти из-под опеки взрослых и начать самостоятельно принимать решения.

В семьях, где есть взаимное уважение, где у ребенка свои обязанности и вместе с тем право голоса, подростковый возраст проходит легче.

Там, где закрепился авторитарный режим родительской власти, конфликты и войны с взрослеющими детьми, к сожалению, неизбежны.

Лучшее, что могут сделать родители — это помнить, что их ребенок всегда хороший и верить в него.

Да, некоторые поступки подростков в силу малого жизненного опыта или приобретенных в детстве «особенностей характера» могут быть разными. Но важно всегда разбираться в причинах бунта, непослушания, а не ставить на ребенке клеймо.

Книга по воспитанию детей
Быть родителем непросто, и этому, к сожалению, не учат в школе. В этой книге собрано 30 уроков осознанного родительства, каждый из который включает теорию, практику и реальные истории с разбором сложных ситуаций
Фото
Диана Машкова

Для чего меняется мама?

Своевременность трансформации родителей очень помогает гармоничному развитию ребенка. Взрослеющему человеку нужно пространство для принятия собственных решений и общения с внешним миром, иначе не наступит зрелости.

А все главное, что необходимо для здоровья и жизнестойкости человека формируется из его ранних отношений с родителями — примерно до трех лет. Не случайно во многих странах внедряются программы поддержки материнства и детства под условным названием «первая 1000 дней жизни» (концепция ЮНИСЕФ). Задача государства — поддерживать семьи с маленькими детьми, давать мамам ресурсы. Именно в это «золотое» время развития родителям необходимо вкладывать максимум усилий в ребенка, чтобы не спровоцировать сложностей в более старшем возрасте.

Осознанность родителей помогает детям вырасти здоровыми и счастливыми.

 Быть мамой — значит прожить не одну-единственную, а много разных жизней. Примерить на себя несколько, иногда противоположных, ролей. В этом и состоит смысл воспитания — успевать с личными трансформациями одновременно с ростом и развитием ребенка.