Антирейтинг: самые бесполезные школьные предметы

Сразу оговорюсь, это мое личное мнение как экс-школьницы и мамы. Пусть субъективное, но обоснованное. Просто обидно смотреть, как дети и учителя кучу сил, времени и нервов тратят на никому не нужные уроки.

Фото
John Slater/DigitalVision/Getty Images

Школьная программа — это такая штука, об которую сломали не одну сотню копий. И вроде каждый год ее меняют, многострадальную: то одно добавят, то другое уберут. То астрономией жонглируют, то вокруг уроков православия танцы с бубном. Что мы вообще хотим от школы? Дать человеку знания, которые ему пригодятся в жизни? Основы всестороннего развития? Заинтересовать в дальнейшем изучении предмета?

Я помню свою собственную учебу. Я знаю, чему сейчас учат мою собственную дочь. И у меня есть мой собственный рейтинг самых бесполезных школьных предметов.

1. ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности

Это безусловный хит. Чего стоит только расшифровка аббревиатуры! Она и сама-то неблагозвучная. А в длинном виде это какой-то мертворожденный набор слов. Основам безопасности жизнедеятельности, если вдуматься, учат ребенка родители. Не лезть в кипяток, не хвататься за горячую плиту, правильно передавать нож и переходить дорогу. А в школе? У нас этот предмет вел бывший военный, который с упоением рассказывал, как себя вести во время ядерного взрыва. Да никак себя не вести, вы все равно умрете. И я тоже. Причем я, как настоящий хипстер в наушниках, умру, даже не поняв, что случилось. И знание, как правильно надевать противогаз, нисколько мне не поможет.

Нет, знания о том, как откачивать утопающего, как смывать с лица перцовый газ или бинтовать руки-ноги, безусловно, нужны — мало ли что. А вот вызубренные наизусть воинские звания (!) или практика написания сочинений на тему «Идеальный солдат» — вряд ли. Между тем правила оказания первой помощи дают крайне сухо, ограничиваясь инструкцией типа «В любой непонятной ситуации прикладывай лед и вызывай скорую». Никакой практики, конечно. А писать сочинение по ОБЖ — бездарная трата времени.

Чем заменить: занятиями по оказанию первой помощи, как распознать инсульт, о том, как действовать в экстренных ситуациях (потерялся, например). И неплохо бы разъяснять, на какую помощь имеет право человек, оказавшийся в такой ситуации, — от полиции, от врачей и чиновников.

Фото
Paulo Amorim/Moment/Getty Images

2. Трудовое воспитание/Технологии

В том виде, в котором оно существует сейчас, — это анахронизм. Меня, например, учили вышивать. Ребят, серьезно? Вышивание может стать хобби. Но уделять этому школьное время? Безусловно, азы кулинарии или шитья пригодятся. Правда, вряд ли стоит шить фартук или юбку в школе. Все равно в жизни это будут делать единицы. «Лучше бы научили носки штопать. Или заплатки на джинсы ставить», — бурчала я, выводя иглой машинную строчку вручную. Зачем?! Зачем мне эти навыки? Впрочем, я и носки не штопаю, отправляю в мусорку. А дочь мою учили шить на ручной машинке. Видимо, на случай, если она попадет в каменный век и электричество отменят.

А изучение дизайна кухни? Как только дело дойдет до моей собственной кухни, я буду сам себе дизайнер и ни один школьный учебник мне тут не указ. Тем более что эти пособия устаревают быстрее, чем выходят в свет.

Мальчиков учат шлифовать, пилить и строгать. Нет, неплохо, конечно. Хотя я не видела ни одного взрослого мужчину, который с упоением сколачивает табуретки. Нет, вру. Одного видела. Он этим на жизнь зарабатывает. В общем, табуретку гораздо проще купить, чем ее делать. Умение держать молоток в руках я, конечно, приветствую. Но фрезерный станок вряд ли в моем семейном гнезде появится.

Чем заменить: почему бы не преподавать девочкам уроки стиля, раз уж мы решили растить леди? Уместность макияжа, совместимость цветов и элементов одежды — все лучше, чем вышивание. Маникюр, может, даже основы парикмахерского искусства. Для профориентации пригодилось бы опять же.

А мальчикам? Знаете, наверняка у каждой женщины есть мечта, чтобы ее мужчина умел починить кран или раковину. Вы много знаете мужчин, которые хоть что-то знают об устройстве раковины до того, как вы попросили что-то там починить? И еще одно, на мой взгляд, полезное умение: разбираться в машинах. Колесо поменять, клемму на аккумуляторе прикрутить. Знать, как капот открывается.

И уж точно ни тем, ни другим не помешали бы уроки водительского мастерства. Хотя бы на стенде, хотя бы начала, азы. Лично я любые пяльца променяла бы на практику вождения.

Фото
FatCamera/Е+/Getty Images

3. Физкультура

Не спешите кидать в меня тапками. Я не призываю отказаться от активности. Но есть нюансы. В большинстве школ физкультуру преподают ну просто убого. И вообще за урок не считают. С одной стороны, не в каждой школе есть возможность учить плавать, например, или кататься на коньках. И душ принять возможности тоже нет. И это отстой.

С другой… Даже не знаю. Может, традиция? Ведь последние лет 30 уроки физры выглядят одинаково: большую часть четверти валяем дурака, играем в волейбол, встав в кружок, или треплемся. А три-четыре урока из всей четверти сдаем нормативы как полоумные. При том, что большинство не может ни правильно отжаться, ни присесть, ни подтянуться. Может, выучили правила игры в тот же волейбол или баскетбол? Не-а. Чем занимались столько лет на физкультуре? Непонятно.

Зато мы писали рефераты. Про тот же баскетбол. Вот так и вырастают диванные болельщики.

И еще мой, лично мой препод физкультуры был настолько бездарен, что доверял проведение эстафет наиболее активным ученикам из моего же класса. Они сами придумывали этапы, сами проводили. Чувствовали себя при этом невероятно крутыми. Для меня эстафеты закончились, когда я сломала руку прямо на уроке. После этого случая один вид спортзала пугал меня до икоты. А мой собственный вид до икоты пугал учителя.

Чем заменить: основы самообороны и хореография. Полезно будет и тем, и другим. А еще — хоть какая-то теория здорового образа жизни: питание, метаболизм, прочие основы фитнеса.

Опрос

А вы что думаете о современном образовании?

  • Идеальным было советское – все на своем месте, и учили качественно.
    %
  • Давайте брать пример с Запада и позволять детям самим выбирать, какие им нужны предметы.
    %
  • Вообще не отдам ребенка в школу – предпочитаю семейное обучение.
    %
  • Меня все устраивает, те, кто жалуется, – просто лентяи. Или с жиру бесятся.
    %
  • Система образования действительно отстала от современной жизни.
    %

Комментарии

193
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
Показать сначала
  • Новые
  • Старые
  • Мне иногда кажется математика нужна только для зачета,например нафига человеку знать про задачи?Зачем ему нужо знать про гектары земли,он что хочет стать фермером?Кому нужны все эти ненужные примеры,если человек будет сталкиваться с ними лишь если работа связана с математикой?Вот тем кто на учителя поступить хочет она нужна.
  • Самый бесполезный предмет - МХК.
  • я считаю что самый бесполезный урок это история потому-что это было всё в прошлом и это в будущем нам не к чему
  • Окей, как по мне самый бездарный и бесполезный урок это урок Музыки я до сих пор не понимаю, как, зачем и чему он учит.
  • Ну лично по мне самый бездарный урок,с которого я словил больше всего фейспалма это история. Ну вообще я не говорю что она нам не нужна,а наоборот очень нужна считая наши традиции(я сам казах и у нас приветствуются люди которые много знают про своих предков). Но давайте думать критический.Что такое история?История это "предмет" который мы изучаем судя по слухам или судя по письмам(абсолютно разных видов). Но кто говорил что люди будут писать правду а слухи будут правдивые? Историю нужно изучать только начиная с XIX века,не раньше.Вот начиная с XIX века люди начали официально документировать вести. А это я к чему?Вспомним про года до нашей эры.Многие люди тогда и не брались за письменную речь.Лишь единицы самых талантливых людей писали про "новости" тех времен.Многие надписи исчезали со временем,а реставрация это очень спорная вещь.Я также изучал то,что люди судя по уровню пыли на обьекте делали предположения сколько же примерно лет этому объекту Это я к чему? История полна обмана и критических ошибок. Я бы ещё добавил от себя то,что настолько неточный и теоритический "предмет" у нас в стране очень серьёзно подается.Я сейчас не буду говорить про всех,но в конкретно моей родине(казахстане) знание истории очень многозначно влияет на твоё будущие.Можно быть лучшим в математике и не поступить в универ просто потому что "историю не шаришь".Я хочу чтобы история была на уровне литературы(как предмет литература тоже не о чём по своим причинам но литература очень многогранное хобби).Я хочу чтобы история подавалась интереснее,харизматичнее и с уточнениями что настолько важное сражение могло происходить не летом,а допустим зимой так что данная информация везде по разному преподносится. И всё! Нужно чтобы история развивалась именно как хобби,а не как клоунада которую после универа будут учить еденицы. Что хотелось сказать на последок? Что тебе дадут знания истории в XXI веке?Зная математику ты можешь работать как власть рассчитывая ресурсы для пропитания страны.Зная теорию вероятности ты можешь быть успешным бизнесменом.Зная точные науки ты можешь дать человечеству новые изменения.Зная трудовые работы ты будешь многогранным и не предсказуемым человеком который может ремонт сделать своими руками и оставаться человеком который в принципе не тратил много времени на эту профессию.Я бы мог про каждый предмет сказать что-то подобное,но только не про историю.Человеку,знающий историю его знания вообще не понадобятся за исключением пару исключений. Прошу людей убрать этот предмет во всех странах
  • САМОЕ НЕНУЖНОЕ - медицина, изувечившая детей. Их теперь наукой не заинтересуешь. Вот у минздрава спросите на кой ляд и кому нужны недееспособные подопытные кролики.
  • А мне не нужна физика и химия. Физкультура любимый предмет. Интегралы и логарифмы как не понимала так и не поняла. И тоже самое мои дети. Тогда что, давайте отменим математику. Её все равно часть учеников не понимает и не знает. И ЕГЭ пишет базу на троечку
  • Я за трудовое воспитание. Школу закончила почти 40 лет назад, а навыки шитья и умение пользоваться швейной машинкой, да, да, именно ручной швейной машинкой, получила в школе. За что и благодарна учителю труда. Сама работаю воспитателем в детском саду, сама шью все необходимое для игровых уголков. Да, машинки теперь с электрическим приводом, но заправка и работа все теже. Вот и пригодилось в жизни умение шить трусы, фартуки, юбки полученное в школе, за что большое спасибо. Что умеешь, с собой не носешь.
  • ОБЖД.:70% людей погибает из-за того что окружающие не знают как оказать первую помощь!
  • Не мудрите и не реформируйте школьное образование. Просто верните ДОБРОТНОЕ ДВОРЯНСКОЕ СОВЕТСКОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ДА, ИМЕННО ДВОРЯНСКОЕ СОВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, без всякого ЕГ , игры в угадалки. Мв, советские школьники 50-х годов еще помним Пушкина, Есенина, Некрасова, Толстого.. химию, физику , звёзды на небе и даже основы высшей математики. Когда в 75 лет ,при случае вставить слово в разговре, я наизусть читаю стихи А. Пушкина, С.Есенина, Н. Некрасова, и когда меня спрашивают где я учился, отвечаю, в латышской школе, где русский язык бвл иностранным, а техническое образование в ВОЕНМЕХе..... Вот так, а теперь даже сын, доктор наук, не имеет и половины моего школьного образования