Михаил Ефремов
Фото
Anadolu Agency / Contributor / Anadolu Agency / Getty Images

8 сентября — год, как Михаила Ефремова осудили на 8 лет лишения свободы в колонии общего режима (позже на апелляции срок сократили на 6 месяцев). Актера арестовали в зале суда и сначала отправили в московское СИЗО, а после этапировали в ИК-4 города Алексеевка Белгородской области. Журналист журнала «Антенна» и сайта Wday.ru узнала, как изменило Ефремова отбываемое наказание.

– Год, прошедший после провозглашения приговора, стал для Михаила Олеговича в чем-то судьбоносным, — рассказал «Антенне» и Wday.ru адвокат актера Петр Хархорин. — Во время процесса он не совсем адекватно воспринимал ситуацию: был растерян, подавлен, мыслил не лучшим образом. Я наблюдаю его все это время и могу утверждать, что произошли разительные перемены. К человеку пришло осмысление произошедшего, что вылилось в искреннем и глубоком покаянии. Как выразился сам Ефремов, он вспоминает «с колоссальным стыдом» заседания и попытки ввести суд в заблуждение по поводу того, кто вел его машину. «В тот момент я не понимал что, чего и как, и это осознание пришло позже», — признался он мне. С каждым разом психологический климат общения с ним становился все более нормальным.

Петр Хархорин отметил, что сейчас его подопечный — совершенно другой, адекватный человек.

— Ко мне на свидания он ходит сам — его никто не водит — и это о многом говорит. Он как осужденный пользуется в колонии абсолютным доверием, — продолжает адвокат. — А всего полгода назад его водили за ручку, фигурально выражаясь, то есть везде сопровождали. Сотрудники колонии, с которыми я разговаривал, уверены, что он не только сам стал другим, но еще и здорово влияет на местных сидельцев и общий климат в колонии положительным образом. Он ведет там активную общественную работу и, будучи уважаемым человеком, влияет на разные аспекты жизни заключенных.

Михаил Ефремов
Фото
Anadolu Agency / Contributor / Anadolu Agency / Getty Images

Как режиссер и сценарист Ефремов поставил получасовой фильм «Монологи по Достоевскому», в котором другие «сидельцы» читают отрывки из «Преступления и наказания». Эта картина заняла первое место на конкурсе УФСИН России по Белгородской области, посвященном 200-летию со дня рождения Федора Михайловича Достоевского.

— Важно, что когда заключенные занимаются таким творчеством, в колонии не происходит ни одного серьезного нарушения. Неожиданно Ефремов стал исполнять роль воспитателя, что очень хорошо, — говорит Хархорин. — За первое место на конкурсе он получил благодарность. Я на днях в очередной раз навестил его: мы обсуждали его триумфальное выступление и последнее слово на рассмотрении его кассационной жалобы, которое назначено на 15 сентября. Хотя Ефремов не юрист, но он достаточно опытный человек по жизни. Некоторые вещи он отвергает, а другие, наоборот, просит усилить. Ведет себя очень разумно. С ним не легко работать: легко бывает с теми, кто смотрит тебе в рот и слово боится сказать. С ним интересно работать, потому что он личность с большой буквы.

Ефремов написал заявление с просьбой не этапировать его на заседание, а разрешить участвовать по видеосвязи.

— Такое желание объясняется возрастом и состоянием здоровья. Все болячки, которые могли усилиться в условиях лишения свободы, усилились. У него лишь недавно прошла сильнейшая аллергическая реакция на какие-то растения, от которой он буквально задыхался, — рассказывает адвокат. — Полагаю, что судьи, которые будут рассматривать его дело, настолько высокопрофессиональны, что для них не имеет значение, присутствует ли он лично на кассации или нет. Его слова и настроение будут понятны на расстоянии так же, как и при живом общении — в этом плане видеосвязь из колонии не отличается от привычных нам мессенджеров. Это как с его фильмами, где он мастерски сыграл своих героев — и они стали для нас живыми людьми. Это великий мастер, в чем я все больше убеждаюсь за более чем 20 встреч с ним. Теперь ему предстоит продемонстрировать свой талант на важнейшем для него выступлении, и настрой у него решительный и боевой.