Без непрошеных советов: как указать на ошибку коллеге, чтобы не испортить отношения
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

О том, как указать на промах и при этом сохранить здоровые рабочие отношения, рассказала Маргарита Былинина — стратег-брендмейкер, эксперт по массовым коммуникациям, эксперт по продвижению в соцсетях, глава «Академии диджитал маркетинга».

Алгоритм действий зависит от того, на какой ступеньке служебной иерархии вы находитесь. С кем предстоит серьезный разговор: с начальником, подчиненным или сотрудником одного с вами уровня? Рассмотрим все три варианта.

Если вы шеф

Неприятно, что ваш подчиненный допустил ошибку, но не забывайте о том, что критика должна быть конструктивной, а не обидной.

  • предмет обсуждения — не сам человек, а его деятельность, поэтому личных качеств касаться не стоит, особенно в негативном ключе;

  • рекомендуется начать беседу с того, что сделано хорошо, и лишь потом переходить к ошибкам: если вы знаете, как их исправить, скажите об этом;

  • возможно, человек и сам расстроен не меньше вашего, поэтому поддержите его;

  • безусловно, просчеты придется признать и устранить, но резкий тон, обидные слова и угрозы делу не помогут.

Оскорбительное поведение начальника скорее демотивирует коллектив, чем вдохновит на новые свершения (читайте также: Как руководить без стресса и конфликтов: 5 правил умного начальника).

Интересно прочитать:

Если вы на равных

Такая ситуация потребует от вас по-настоящему дипломатического подхода. Одно дело — услышать критику от руководителя, и совсем другое — от коллеги. К начальнику люди волей-неволей прислушиваются, а нравоучения от равных себе часто принимают в штыки.

  • избегайте поучительного тона, побольше доброжелательности и готовности помочь: как можно деликатнее укажите на недостатки и предложите способы их исправить;

  • говорите с коллегой один на один — не слишком приятно выслушивать критику у всех на виду;

  • не проявляйте заносчивости, не думайте, что вы лучше и умнее всех: примите к сведению чужие ошибки, чтобы самому не оказаться в подобной ситуации, и не используйте недочеты других для собственного возвышения (читайте также: Токсичные коллеги: как распознать и отучить их лезть в вашу жизнь).

Без непрошеных советов: как указать на ошибку коллеге, чтобы не испортить отношения
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Если вы подчиненный

Бывает, что начальство тоже допускает досадные промахи. Допустимо ли критиковать руководителя для пользы дела? Конечно, но нужно знать меру.

  • иногда старшие по должности нарушают те инструкции, которые сами же и утвердили. Опоздания и отсутствие на рабочем месте могут быть оправданы деловыми встречами и поездками. Но если это происходит систематически, кто-то должен взять на себя смелость озвучить проблему;

  • начальник должен подавать коллективу пример, как надо работать, и первым соблюдать корпоративные правила. Однако предъявлять ему претензии в отсутствии дисциплины надо осторожно;

  • можно попросить босса заранее информировать об изменениях в графике, потому что это важно для достижения результатов. Часто сотрудникам требуются его консультации, подпись, комментарии, советы — только тогда рабочий механизм будет успешно функционировать. В такой завуалированной форме вы дадите понять, что неплохо бы иногда находиться на месте. А выводы человек сделает сам;

  • если вы недавно пришли в коллектив, выясните, как строится его деятельность, как привык работать шеф и много ли времени он проводит, сидя в кабинете. Чтобы не стать возмутителем спокойствия, стоит поинтересоваться нюансами, принятыми в конкретной компании.

Без непрошеных советов: как указать на ошибку коллеге, чтобы не испортить отношения
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Как сказать о своих ошибках и как реагировать на них?

А если ошиблись вы сами, причем серьезно? Прежде всего, не падайте духом. Человеческий фактор существует, его пока никто не отменял. Но нужно действовать незамедлительно.

  • не откладывая в долгий ящик, признайтесь в своей оплошности: умалчивать и тянуть время не следует — соберите волю в кулак и не бойтесь взять на себя ответственность;

  • не сваливайте вину на внешние обстоятельства, партнеров, коллег, состояние здоровья — чаще всего это выглядит неубедительно;

  • постарайтесь исправить положение, предложите возможные выходы и составьте план действий: вашей главной виной может стать не сама ошибка, а нежелание ее устранить;

  • подумайте, почему так получилось, чтобы не ошибиться в будущем — сделайте выводы, запомните этот опыт и используйте его во благо;

  • лучше всего будет исправить все самостоятельно, но если иначе никак — зовите на помощь коллег и даже руководство;

  • постарайтесь довести то, что начали, до положительного результата — тогда о вашей ошибке, скорее всего, забудут навсегда;

  • не вините себя — это ведет к стрессу и выгоранию: обычные профессиональные сложности — не катастрофы вселенского масштаба.

Избежать критики мечтает каждый, но вот бояться ее не нужно. Помните, что внимательная проработка ошибок повышает эффективность труда и улучшает конечные результаты. А еще важно, комментируя недочеты коллег, не забывать и о себе. Пожалуй, именно со своих промахов и стоит начинать.

Эксперт:

Маргарита Былинина

Стратег-брендмейкер, эксперт по массовым коммуникациям, эксперт по продвижению в соцсетях, глава «Академии диджитал маркетинга»