Каждую неделю в нашем спецпроекте «Женское дело» мы знакомим вас с теми, кто не побоялся рискнуть и запустить собственный бизнес. Для успешного проекта мало иметь одну мечту. Важно разбираться в той сфере, в которой вы хотите создать дело, трезво оценивать свои шансы и знать о скрытых опасностях. О том, как создавался бизнес с нуля и с какими подводными камнями пришлось столкнуться, расскажут участницы нашего проекта.

Героиней этой недели стала Анна Мельникова, более известная как MelAnnett (@melannett) — создатель крупного блога о красоте и здоровье своими руками (аудитория — 3,3 млн подписчиков), автор запатентованной методики по уходу за собой, создатель марафонов красоты и beauty-клуба «Очумелые ручки».

Личный опыт от MelAnnett: как создать узнаваемый бренд
Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

Досье

Анна Мельникова, 35 лет

Образование: высшее. Окончила финансовую академию с красным дипломом, училась в Америке (Пенсивальния) на экономическом факультете. Большое спортивное прошлое.

Работа: пять лет работала финансовым консультантом в крупной компании. Одной из первых запустила блог о красоте и здоровье в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация).

Бизнес-проект: beauty-марафоны, beauty-клуб «Очумелые ручки», собственный магазин натуральной косметики и товаров для красоты и здоровья.

Расскажите, как пришла идея создать блог о красоте.

— Изначально это было хобби. Идея блога возникла стихийно. После работы в большой компании я ушла в декрет и стала помогать маме с ее ювелирной лавкой-мастерской. Она у меня дизайнер украшений. Я начала заниматься продвижением и их продажей в сети. Тогда в основном использовали Facebook (запрещенная в России экстремистская организация), а Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) лишь набирал популярность. Его мы решили использовать как каталог. Мастерская, кстати, до сих пор процветает, а мама стала достаточно известным блогером (@marideboshir).

Тогда я пыталась нащупать и для себя, чем могу поделиться, чтобы привлечь аудиторию. Лучшим вариантом оказались упражнения: благодаря спортивному прошлому у меня большой опыт в решении многих проблем со спиной. Таким образом, я спонтанно начала вести блог, так сказать, по вылечиванию себя.

В чем была особенность вашего блога?

— Я показывала простые упражнения по улучшению здоровья, которые также помогали бороться с первыми признаками старения, возвращали молодость и улучшали красоту лица. Большинство моих упражнений имеют остеопатический характер. Мало кто из нас, видя проблемы на лице, задумывается, откуда они могли появиться в целом. Например, если у нас проявляется яркая асимметрия, то на 100% ее причина появилась где-то ранее. Это могли быть перекос таза, разный уровень плеч или лопаток, сколиоз или даже ноги разной длины. Так что, прежде чем делать уколы, например ботокса, лучше заняться здоровьем.

Сейчас блогу Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) «Красота своими руками» (@melannett) 8 лет. Первый миллион он набрал примерно в 2017 году. Точную дату не помню, если честно. Сначала прирост подписчиков был достаточно интенсивным, так как на просторах Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) мой блог был уникальным. А когда девочек, подобных мне (но конкурентками я их не считаю), стало больше, то рост подписчиков замедлился.

Личный опыт от MelAnnett: как создать узнаваемый бренд
Фото
Ульяна Наурзокова/Wday.ru

С какими трудностями вам пришлось столкнуться в самом начале пути?

— С неприятием. В принципе оно и сейчас есть, но 7–8 лет назад было более ярко выражено. Некоторые даже называли мой блог мракобесием и бредом. Это скорее связано со стереотипами. Многие считают, что морщины невозможно разгладить, а количество волос увеличить из-за генов. А я как раз рассказывала о том, что можно себя «слепить». И чем круче я показывала результаты, тем действительно сложнее в них было поверить. Проще обвинить в фотошопе или обмане. Это можно было понять, потому что из-за стереотипов, навязанных косметологией, мои результаты казались неестественными.

Я показываю те способы омоложения, которые невыгодны косметологам, так как за свои методы они получают деньги. А я пытаюсь донести до аудитории, что многое можно изменить своими руками, только понадобятся время и сила воли. Чем больше мне не верили, тем сильнее мне хотелось писать и показывать обратное.

Личный опыт от MelAnnett: как создать узнаваемый бренд
Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

В какой момент возникла идея монетизировать свое хобби?

— Три года я писала, показывала, рассказывала, потом появились видеоформаты. Дальше я стала делать бесплатные марафоны, курсы, а позже уже появились платные проекты, которые сейчас весьма популярны.

Лучшая и самая успешная модель — марафон, где участники каждый день получают упражнения, которые не в тягость. Это не какие-то физически активные занятия на уровне приседаний и отжиманий, а очень простые упражнения, похожие на ЛФК или растяжку. Постепенно комплекс наращивается, но участников это не пугает, потому что к концу марафона, по истечении трех недель, эти упражнения становятся привычкой. Да еще, когда виден результат, останавливаться не хочется. Желающих оказалось достаточно много, и нужно было их как-то структурировать. Так произошла монетизация марафонов.

К тому же бесплатный формат никто не ценит, а платный стимулирует. Сама цель оплаты заключалась в том, чтобы участники начинали и продолжали, а не бросали занятия. Конечно, бывает, что люди платят, занимаются одну неделю, а потом перестают, но это уже их горе. Однако они приходят второй и третий раз, что уже хорошо. Ну и за счет оплат у нас появился призовой фонд. За первое место участник получает миллион рублей, первые пять — по 100 тыс. рублей, а призеры ниже пятого места — 50 тыс. и 10 тыс.

Был ли какой-то бизнес-план?

— Нет, все было стихийно. На развитие меня подтолкнула аудитория. Это по советам моих читателей у меня появилась отдельная платформа с большим количеством инструментов. Это они подтолкнули меня к платному формату, потому что писали про свою лень и необходимость стимула или мотивации.

Мои марафоны породили новый бизнес — магазин натуральной косметики Beauty 365. За полтора года он очень вырос, в нем уже задействовано 30–40 человек. У меня есть и другие проекты, например развивающие игрушки для детей «Умный ежик». Это еще одна команда. Также появился пищевой блог, потому что наша красота невозможна без правильного питания. И огромное количество дополнительных проектов, связанных с детьми. Например, я провела две детские эстафеты, в которых в общей сложности приняли участие 70–80 тысяч семей. Это огромные цифры, которые заставляют дальше развиваться.

Личный опыт от MelAnnett: как создать узнаваемый бренд
Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

Сможете выделить самые крупные проблемы в вашем бизнесе?

— Самая главная — это плагиаторы и воры. Они смело и уверенно заимствуют все мои наработки и не страшатся патентов. К тому же в нашем Гражданском или Трудовом кодексе нет профессии «блогер». Узаконить свои идеи всегда можно через товарную собственность, товарный знак или патенты, но, к сожалению, мой опыт показал, что очень сложно защитить свою репутацию. Обезопасить интеллектуальную собственность весьма проблематично, потому что очень много «но» и подобной практики в нашей стране как таковой нет.

Как тогда застраховать себя от мошенников?

— Никак. Только становиться лучше, чем вчера, чтобы люди знали только о тебе и сразу видели плагиаторов, которые воруют не только упражнения, но даже шуточки.

Я ищу, собираю и продвигаю качественные методики, которым, может быть, уже не одна сотня лет. Немногие знают, что доказательной медицине, где активно применяют скальпели и иголки, всего 100 лет, косметологии — только 30, а в отношении нашей эволюции это ничто.

Когда вы поняли, что не справляетесь одна и нужна помощь?

— Когда в марафонах появились тысячи новых участников. Первым, к кому я обратилась за помощью, стал муж. Он «помучился» со мной первые два марафона, а потом принял решение о создании сайта.

Выбирая человека к себе в команду, я обращаю внимание на то, чтобы ему нравилось то место, где он работает. Если вижу, что ему важны лишь деньги, то мы быстро с ним прощаемся.

Помните свой «первый рубль», заработанный любимым делом? На что вы его потратили?

— Я профессионально играла в теннис, но в 16 лет отказалась продолжать карьеру и стала тренировать новичков за деньги. Первый мой крупный заработок делом, которым я до сих пор продолжаю заниматься, только уже в сфере красоты, я потратила на автомобиль. Купила себе «Жигули» «восьмерку» на 18-й день рождения.

А вот как потратила первый заработок с марафонов, не помню. Видимо, покупка была не такой яркой, как автомобиль.

Какими достижениями в проекте вы гордитесь больше всего?

— За все время марафонов (бесплатным уже около семи лет, а платным — года четыре) самые главные достижения для меня — это результаты людей. Я стала зависима от них, и мне нужно видеть, как участники становятся здоровее и красивее. Особенно детки. Когда мне присылают фотографии их спинок «до» и «после», это вдохновляет и заставляет идти дальше.

Личный опыт от MelAnnett: как создать узнаваемый бренд
Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

Есть ли у вас принципы ведения бизнеса? Если есть, то какие?

— Нет, и я даже не задумываюсь на эту тему. Я же не бизнес-акула, которая строит планы. Знаете, самая главная ошибка в том, что некоторые считают, будто они заведут свой блог, будут писать туда все подряд и сразу начнут зарабатывать. Я же болела идеей и болею до сих пор. А идея заключается в том, чтобы сделать людей здоровее. Например, морщины можно убрать самой, спину выпрямить, а талию сделать собственными руками. И все это независимо от того, что говорят врачи.

Лучшее, что люди могут сделать для себя, — это заниматься собой в первую очередь. И в том, чтобы донести это до аудитории, как раз есть моя миссия. А все остальное, в плане денег и популярности, — уже приложение. Как говорят, занимайся своим любимым делом, и тебе не придется работать. Вот и я не работаю, у меня все получается само собой. Никаких принципов или стратегий, нацеленных на зарабатывание денег, у меня нет.

Личный опыт от MelAnnett: как создать узнаваемый бренд
Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

Какие советы вы можете дать людям, которые хотят запустить свое дело.

— Я советую заниматься тем, что нравится. Если вы, например, вышиваете крестиком, то делайте это так круто, чтобы все вокруг тоже захотели вышивать крестиком. Если вы свою жизнь будете тратить на якобы прибыль в будущем и страдать от этого, ничего, кроме болезней, вы не получите.

Пусть лучше маленькое, да удаленькое дело, ради которого вы будете выпрыгивать из постели до звонка будильника. Работать только ради денег не имеет смысла, потому что все их вы потом отдадите на поправку здоровья.

А что делать тем, кто хочет, но боится идти в бизнес?

— На самом деле это несчастные люди. Они боятся уйти с какого-то сытного места, якобы у них будет стабильная зарплата, но они не любят эту работу. Разве это жизнь? Если каждый человек будет заниматься тем, что ему нравится, то он обязательно чего-то добьется. Могу привести несколько примеров. Одна моя подруга после рождения малыша начала заниматься рисованием и увлеклась им настолько, что поступила в МАРХИ (Московский архитектурный институт). Сейчас ее картины покупают по 60–70 тысяч. Такого она и сама не ожидала.

Другая знакомая пошла на курсы программирования, о которых давно мечтала. И сейчас нашла подработку в крупной интернет-компании. Разве это не круто?

Личный опыт от MelAnnett: как создать узнаваемый бренд
Фото
Ульяна Наурзокова/Wday.ru

Бывает ли у вас отпуск или вы всегда на связи?

— У меня есть отпуск, но ведение блога я оставляю буквально раз в год. У меня есть неделя, когда я не выхожу онлайн. Тогда мой муж забирает телефон и другие гаджеты. Это, пожалуй, мой единственный полноценный отпуск.

Как отразился кризис на ваших проектах? Есть ли убытки?

— Нет. Мы вкалываем еще больше, поскольку находимся дома и не теряем времени на перемещение. Наша команда сплотилась на удаленке. В магазине, к примеру, мы потеряли 20–25% заграничных продаж, но умудрились подтянуть эти продажи на российском рынке. Кроме того, мы организовали много акций.

В то же время у нас увеличился beauty-клуб, где членство стоит 1000 рублей в месяц, до каких-то невероятных масштабов. Чтобы вы понимали, там идут прямые эфиры с моей гимнастикой, а также я добавила других участников, которые показывают йогу, пилатес, кулинарию, медитацию и другие энергетические практики, доходит до шести-семи эфиров в день. Получился практически beauty-канал. Хотя такого мы даже не предполагали. Те же самые марафоны покупают не больше и не меньше, но активность участников намного выше.

Есть ли какие-то проверки в вашей сфере?

— Нет, кроме налоговых, проверок нет.

Каким вы представляете свой бизнес через 510 лет?

— Я вижу серьезный бьюти-холдинг, принцип которого — здоровый образ жизни детей и взрослых.

Личный опыт от MelAnnett: как создать узнаваемый бренд
Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

Что важнее всего для женщины в плане реализации?

— В первую очередь любовь к себе. Мы, к сожалению, часто используем эту фразу, но никто не понимает, что это такое. Это когда ты чувствуешь себя тем же самым малышом. Мы всегда следим, чтобы ребенок хорошо питался, был здоровым и находился в комфорте.

Похожие принципы моя команда продвигает в марафонах. Важно любить себя. Йога, пилатес, гимнастика для лица — нужно кайфовать от того, что вы дарите это время себе.

Наши женщины, к сожалению, сначала раздают себя. А если научить их в первую очередь заниматься собой, и это называется не эгоизмом, а здоровым образом жизни, все сразу станет на свои места. Мы начинаем цвести, наполнять любовью всех близких, а все остальное притянется как магнитом.