Знакомство Эдит Хэд с миром кино произошло в 1924 году, когда она случайно попала на съемочную площадку к знаменитому режиссеру Сесилю Б. Де Миллю. Эдит была репетитором его дочерей. Девушку заинтересовал процесс создания костюмов, и вскоре, увидев объявление о том, что на Paramount требуется художник по костюмам, решила попробовать свои силы. Эдит даже не умела рисовать, поэтому для прохождения собеседования одолжила чужие работы. В итоге ей удалось обмануть главного дизайнера Говарда Грира и получить работу. Позже, когда подвох раскрылся, Грир, очарованный таким рвением, стал лично учить Хэд рисовать.

1/7
В 1924 году Эдит пришла в Paramount на должность костюмера, даже не умея рисовать
Фото:
Getty Images
Эдит умела скрывать недостатки фигуры актрис, поэтому они прибегали к ее помощи и в жизни

Сначала Эдит работала под руководством художника Говарда Грира, затем ютилась в тени легендарного Трэвиса Бентона. Главным дизайнером Paramount она стала в 1938 году и в течение 44 лет была верна студии. В 1967 году она подписала контракт с Universal Studios, где осталась до конца жизни. Эдит была самым востребованным художником и стилистом. Только ей Альфред Хичкок доверял наряды своих героинь, а многие кинодивы выбирали образы от Эдит Хэд не только в кино, но и в жизни. Свой первый «Оскар» она получила в 1949 году. Затем последовало еще 7 работ, которые вошли в историю кинематографа и моды.

«Наследница», 1948 год

Премия оскар, Эдит Хэд
Первый «Оскар» за «Наследницу» Эдит получила спустя год после введения номинации за костюмы
Фото
кадр из фильма «Наследница»

Режиссер: Уильям Уайлер.

Сюжет: середина XIX века. Нью-Йорк. Девушка Кэтрин (Оливия Де Хэвилленд) знакомится с красавчиком Моррисом Тоунсендом и вскоре становится его невестой. Однако ее отец доктор Слопер начинает чинить всяческие преграды на пути пары, так как считает, что Морис женится на Кэтрин лишь ради ее состояния. Он грозит дочери лишением ее трети наследства в случае заключения брака. Девушка сообщает об этом любимому и решается бежать с ним. Однако в ночь побега он, подтверждая опасения отца, не приходит.

Премия оскар, Эдит Хэд
Художница продемонстрировала костюмы ранней Викторианской эпохи
Фото
кадр из фильма «Наследница»

Костюмы: исполнительница главной роли Оливия де Хэвилленд получила «Оскар» за эту работу. Но удалось бы ей это сделать без помощи Эдит Хэд? Художница создала для героини Кэтрин прекрасный гардероб образца середины XIX века, так как по сюжету действие происходит в 1840 году. Кэтрин носит модные в это время корсетные платья с широкой юбкой. Модели украшены объемными рукавами, множеством оборок, что характерно для ранней викторианской моды, которая в это время диктовала условия не только в Англии, но и в Америке. Эдит Хэд прекрасно воспроизвела историчность костюмов.

Премия оскар, Эдит Хэд
Так как героиня носит траур по матери, в начале фильма она облачена в черный
Фото
кадр из фильма «Наследница»

«Все о Еве», 1950 год

Премия оскар, Эдит Хэд
Бетт Девис в роли шикарной Марго Ченнинг одета в элегантные костюмы
Фото
кадр из фильма «Все о Еве»

Режиссер: Джозеф Лео Манкевич.

Сюжет: один из самых «оскароносных» фильмов за всю историю кинематографа снят по рассказу Мэри Орр «Мудрость Евы». Он рассказывает о судьбе двух женщин. Начинается картина с вручения вымышленной театральной премии актрисе Еве Харрингтон. После этого события отматываются назад, и мы узнаем, какой путь привел Еву на этот Олимп. На авансцене появляется героиня Марго Ченнинг (Бетт Девис, которая получила за эту роль «Оскар»). Она — стареющая звезда Бродвея, у которой есть все. Ева знакомится с Марго и становится ее правой рукой с целью постепенно занять место дивы.

Премия оскар, Эдит Хэд
Юная Ева предпочитает более легкомысленные наряды
Фото
кадр из фильма «Все о Еве»

Костюмы: Эдит Хэд удалось передать через наряды настроение героев и этапы развития сюжета. Учитывая, что фильм черно-белый, сделать это было очень непросто. Художнице помогли не столько цвета, сколько крой платьев. К примеру, для Марго Ченнинг, которая является уже состоявшейся звездой, знающей себе цену, Эдит создала весьма лаконичный гардероб. В ее арсенале нет рюшей, оборок, блесток и прочих дешевых укаршательств. Ее платья элегантны, при этом прекрасно подчеркивают все достоинства фигуры актрисы. Более юные героини также одеваются под стать возрасту и статусу.

Премия оскар, Эдит Хэд
Чтобы подчеркнуть возраст и статус Марго, Эдит одевает ее в темные платья из дорогой ткани
Фото
кадр из фильма «Все о Еве»

«Самсон и Далила», 1950 год

Премия оскар, Эдит Хэд
В 1950 году Эдит получила сразу два «Оскара» – за черно-белый «Все о Еве» и цветной «Самсон и Далила»
Фото
кадр из фильма «Самсон и Далила»

Режиссер: Сесил Б. Де Милль.

Сюжет: библейская история рассказывает нам о могучем израильском богатыре Самсоне (Виктор Мэтьюр), который прославился в войнах с филистимлянами. Противники неоднократно готовили покушения на него, но не могли одолеть. Погубила воина любовь. Он пленился прекраснейшей филистимлянкой Далилой (Хеди Ламарр). Женщина же коварно предала Самсона — узнав, что его сила заключена в волосах, она обрезала их и отдала врагам. Те, в свою очередь, поступили с Самсоном весьма жестоко, выколов глаза и бросив в темницу. Но потом герой им отомстил. Когда его вывели на всенародное поругание, Самсон обрушил храм, под которым погибли все — и филистимляне, и сам богатырь.

Премия оскар, Эдит Хэд
Далилу художница одела в красный — цвет страсти
Фото
кадр из фильма «Самсон и Далила»

Костюмы: актриса Хеди Ламарр была настоящим секс-символом Голливуда 1950-х. Эта шикарная брюнетка с незаурядной судьбой и внешностью требовала особенной упаковки, что вовсе не стало вызовом для Эдит Хэд. Она была виртуозна в деле создания нарядов, способных сделать сильные стороны внешности еще более сильными, а слабые — завуалировать. Так в гардеробе Далилы появились наряды, разделенные на верхний топ и юбку. При этом, чтобы сделать талию визуально тоньше, Эдит играла с пропорциями — и верх, и низ были богато декорированы и выглядели более объемно. Поскольку фильм был цветной, художнице удалось развернуться и в области драматургии красок. Далилу, как воплощение страсти, она облачила в красный и богато осыпала золотом.

Премия оскар, Эдит Хэд
Также в гардеробе этой шикарной женщины много статусного золота
Фото
кадр из фильма «Самсон и Далила»

«Место под солнцем», 1951 год

Премия оскар, Эдит Хэд
На этом фильме Эдит познакомилась с Элизабет Тейлор, которая стала ее подругой
Фото
кадр из фильма «Место под солнцем»

Режиссер: Джордж Стивенс.

Сюжет: парень из глубинки приезжает в большой город и устраивается на работу к своему богатому дядюшке, который владеет фабрикой по производству купальников. Родственник берет Джорджа с одним условием: никак романов на работе. Однако парень все-таки поддается соблазну. Его роман с напарницей по конвейеру Элис заканчивается беременностью девушки. А между тем у героя появляется другая пассия — красавица из светского общества Алисия (Элизабет Тейлор). Элис начинает угрожать Джорджу оглаской своего положения, и тот решается на отчаянный шаг.

Премия оскар, Эдит Хэд
Для Лиз дизайнер придумала платье, которое как нельзя лучше подчеркнуло достоинства актрисы
Фото
кадр из фильма «Место под солнцем»

Костюмы: с этого фильма началась долгая и плодотворная дружба Эдит Хэд с актрисой Элизабет Тейлор. Для ее героини художница создала платье, которое вошло в историю моды. Это была модель «буффон» без бретелек с пышной юбкой. Благодаря богатому декору лифа и без того пышная грудь Лиз стала еще более аппетитной, а талия на контрасте — еще более тонкой. После этого фильма модель стала очень популярной и продавалась в магазинах под именем Эдит Хэд. Воодушевившись тем, что Эдит так угодила ее фигуре, Тейлор стала часто прибегать к ее помощи, причем не только в рамках съемочной площадки, но и за ее пределами. Профессиональные отношения вскоре переросли в дружеские.

Премия оскар, Эдит Хэд
Платье получило название «буффон» и продавалось в магазинах под именем Эдит Хэд
Фото
кадр из фильма «Место под солнцем»

«Римские каникулы», 1953 год

Премия оскар, Эдит Хэд
На «Римских каникулах» Хэд впервые увидела и одела Одри Хепберн
Фото
кадр из фильма «Римские каникулы»

Режиссер: Уильям Уайлер.

Сюжет: Анна — принцесса неизвестного европейского королевства, которая в рамках тура приехала в Рим. Ей предстоит череда скучнейших официальных приемов. Не в силах выдерживать груз своих королевских обязаностей, девушка пускается в бега. Она оказывается в центре Вечного города, но из-за принятого ранее снотворного вскоре засыпает прямо на лавке. Там ее и находит журналист Брэдли. Сначала, узнав, кто она, парень решает сделать сенсационный материал для своей газеты. Но случается так, что пара проводит вместе целый день, после чего влюбленный по уши мужчина отказывается от публикации материалов об Анне. Полиция обнаруживает беглянку. В финальном кадре на пресс-конференции принцесса со слезами на глазах сообщает, что Рим — лучший город, в котором она побывала. В это время Брэдли находится в зале.

Премия оскар, Эдит Хэд
Чтобы сделать фигуру Одри аппетитнее, для нее были разработаны наряды с подчеркнутой талией
Фото
кадр из фильма «Римские каникулы»

Костюмы: этот фильм был первой работой Эдит Хэд с Одри Хепберн, которая на тот момент еще не была звездой. Знаменитой ее сделала именно эта роль, за которую она, кстати, получила «Оскар». Увидев Одри в первый раз, Эдит всплеснула руками — девушка была слишком худа и совершенно не имела бюста, в то время как в 1950-е была мода на довольно пышную грудь. Художница всерьез задумалась над тем, чем же привлекать зрителя. Она решила сделать акцент на самой выигрышной части фигуры актрисы — ее тонкой талии. В повседневных нарядах этот акцент сделан при помощи классической для 50-х юбки-клеш. При этом блузки для Одри подобраны таким образом, чтобы их объем сделал талию визуально еще более изящной. В королевском платье Анны был использован корсет, а верхняя часть расширена при помощи декольте. Как признавалась сама Одри, Эдит сделала платье ужасно тяжелым, чтобы у нее не осталось шанса иметь «некоролевскую» осанку.

Премия оскар, Эдит Хэд
Королевское платье Анны было сделано очень тяжелым, чтобы актриса держала осанку
Фото
кадр из фильма «Римские каникулы»

«Сабрина», 1954 год

Премия оскар, Эдит Хэд
На этой ленте Эдит сотрудничала с Юбером Живанши
Фото
Getty Images

Режисер: Билли Уайлдер.

Сюжет: Сабрина — дочка простого шофера, который работает на богатую семью Лэрраби. Девушка влюбляется в одного из хозяйских сыновей. Чтобы наваждение прошло, отец отправляет ее Париж учиться на повара. Оттуда Сабрина возвращается преображенной. Ее возлюбленный смотрит на девушку совершенно другими глазами. Но он оказывается обручен. Чтобы выгодный для семьи брак не сорвался, старший брат соглашается взять удар на себя и поухаживать за Сабриной. Именно он и оказывается ее настоящей любовью.

Премия оскар, Эдит Хэд
Гардероб героини до ее поездки в Париж создал Живанши
Фото
Getty Images

Костюмы: этот триумф Эдит Хэд был омрачен скандалом. Дело в том, что львиную долю нарядов для Одри в фильме сделал кутюрье Юбер Живанши. Именно на этом фильме начинающий дизайнер и еще не ставшая звездой актриса познакомились и начали свое долгое и плодотворное сотрудничество. После этой картины Живанши одевал Одри и для фильмов, и в жизни, называя ее музой и другом. Актриса очень переживала, что Живанши, который подготовил часть нарядов для «Сабрины», даже не упомняули в титрах фильма. Разумеется, за статуэткой кутюрье вмести с Эдит Хэд тоже не выходил. Однако, как признавалась сама Хэд, на всех своих картинах она была скорее координатором и менеджером, чем художником. Эта лента также могла бы не состояться, не примени Эдит свой организаторский талант.

Премия оскар, Эдит Хэд
Костюмы, которые носит преображенная Сабрина, принадлежат перу Хэд
Фото
Getty Images

«Правда жизни», 1960 год

Премия оскар, Эдит Хэд
После шестилетнего перерыва Эдит получила «Оскар» за костюмы в комедии
Фото
кадр из фильма «Правда жизни»

Режиссер: Мелвин Фрэнк.

Сюжет: главные герои Китти Уивер и Ларри Гилберт влюбляются друг в друга на курорте. Их страсть разгорается в пылающий пожар всепоглощающего чувства. Есть только одна проблема: и он, и она имеют законных супругов. Хотя оба и разочарованы в браке, это несколько омрачает идиллию. Но герои пытаются всеми возможными средствами оградить свою любовь. Правда, отпуск вскоре подходит к концу…

Премия оскар, Эдит Хэд
Фильм рассказывает об эксцентричной влюбленной паре
Фото
кадр из фильма «Правда жизни»

Костюмы: в этом фильме победа работ Эдит была, пожалуй, самой неожиданной. Это не масштабный исторический фильм, не драма, где через костюмы нужно показать характеры и заострить повороты сюжета. Однако тем ценнее становится эта статуэтка для художника. Получить «Оскар» за дизайн костюмов в комедии, где весь сюжет вертится вокург двух главных героев, — настоящее признание.

Премия оскар, Эдит Хэд
Этот «Оскар» стал единственным для картины
Фото
кадр из фильма «Правда жизни»

«Афера», 1973 год

Премия оскар, Эдит Хэд
Свою последнюю статуэтку художница получила, одевая мужчин образца Чикаго 1930-х
Фото
кадр из фильма «Афера»

Режиссер: Джордж Рой Хилл.

Сюжет: история происходит в Чикаго 1930-х годов. Двое мелких мошенников — Джонни Хукер (Роберт Редфорд) и Лютер Коулман — попадают в передрягу. Они случайно обворовывают курьера серьезной мафиозной группировки. На них объявляют охоту, в рузультате чего Коулман погибает. Джонни решает отомстить за смерть друга и решает привлечь к этому делу старого приятеля Лютера, профессионального аффериста Генри Гондорффа (Пол Ньюман). Вместе они задумывают грандиознейшую аферу.

Премия оскар, Эдит Хэд
Хэд постаралась подчеркнуть голубые глаза Пола Ньюмана
Фото
кадр из фильма «Афера»

Костюмы: эта работа Эдит Хэд тоже была ее профессиональным вызовом. Мало того что ей необходимо было работать в жанре комедии, так еще и одевать нужно было мужчин. Работа с женскими образами гораздо более благодарное дело для художника, ведь на них с точки зрения костюмов обращено гораздо больше внимания. Однако Эдит справилась. Возможно, ей повезло в том, что визуализировать пришлось живописную эпоху гангстерского Чикаго 1930-х.

Премия оскар, Эдит Хэд
Роберта Редфорда при помощи одежды нужно было сделать гораздо моложе
Фото
кадр из фильма «Афера»