фильмы про кризис длительных отношений
Фото
кадр из фильма «Супергерои»

Сохранить длительные отношения всегда было серьезной проблемой, и кинематограф в самых разных формах говорит об этом не один десяток лет. Но сегодня, когда скорость профессиональной и личной жизни, увеличилась на порядок, ситуация только обострилась. Первая яркая искра проходит, через много лет в браке былой страсти вполне может и не быть, да и люди могут меняться. Вчера вы вместе ревели над «Списком Шиндлера», а сегодня он хочет смотреть «Трансформеры», а она — «500 дней лета». Комедии и драмы об отношениях помогают взглянуть на другие пары и увидеть их проблемы, понять, что кризис длительных отношений — вещь универсальная. Нужно только уметь проходить его вместе (читайте также: Как сохранить отношения в браке: советы психолога и многодетной мамы).

«Супергерои» (2021, реж. Паоло Дженовезе)

После оглушительного мирового успеха «Идеальных незнакомцев» и чуть меньшей славы разговорного триллера «Место встречи» итальянский режиссер Паоло Дженовезе возвращается к излюбленной теме отношений в новой картине «Супергерои». Университетский профессор физики Марко (Алессандро Борги) и художница-карикатуристка, мечтающая рисовать авторские комиксы, Анна (Жазмин Тринка) знакомятся совершенно случайно. Они укрываются от вечернего дождя под одной аркой. Встреча станет знаковой, вскоре вспыхнет яркий роман. Их многолетние отношения переживают изменения, расставания, болезни и обиды. Нет в них только равнодушия. Симптоматично и показательно, что Анна, основываясь на опыте отношений с Марко, рисует комикс «Супергерои». Ведь в сегодняшнем мире, чтобы долгое время оставаться вместе, нужно обладать сверхспособностями. Должны они быть и у этой симпатичной итальянской пары.

«Сцены из супружеской жизни» (1974, реж. Ингмар Бергман)

«Сцены из супружеской жизни» вышли в 1973 году на шведском телевидении в формате мини-сериала из шести эпизодов. Через год Ингмар Бергман сократил и перемонтировал их в полнометражный фильм. А в прошлом году на HBO вышел американский ремейк мини-сериала с Джессикой Честейн и Оскаром Айзеком в главных ролях. За почти полвека мужчина и женщина могли поменяться местами, но глобально отношения между ними остались прежними. В начале фильма Бергмана Марианна (Лив Ульман) и Юхан (Эрланд Юзефсон) счастливы в браке. Он — профессор, она — адвокат, специализирующийся на бракоразводных процессах. На протяжении шести эпизодов, которые охватывают следующие десять лет их жизни, герои ссорятся, расходятся, снова встречаются и очень много разговаривают: о себе, отношениях и любви. Почти всегда на экране лишь двое, декорации почти не меняются, но оторваться от этих сцен невозможно.

«Секс, ложь и видео» (1989, реж. Стивен Содерберг)

Картина 26-летнего дебютанта Стивена Содерберга завоевала «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля 1989 года. Сценарий к фильму был написан за 8 дней, лента стоила меньше двух миллионов долларов и была снята у режиссера дома. При этом «Секс, ложь и видео» вызвал бум независимого кино 90-х и доказал, что искусство одновременно может быть и развлечением, говоря со зрителем об универсальных проблемах (например, о кризисе брака) на человеческом языке. Джон (Питер Галлахер) был на хорошем счету в юридической фирме, у него красавица-жена Энн (Энди МакДауэлл), с которой он давно не спит, потому что для этих целей есть любовница Синтия (Лора Сан Джакомо), кстати, младшая сестра Энн. Этот сложившийся порядок нарушает приезд университетского друга Джона Грэма (Джеймс Спэйдер). Он рассказывает Энн, что у него импотенция и сексуальное удовлетворение удается получить неординарным способом. У Грэма коллекция видеокассет с женскими исповедями. Вскоре у парня появится VHS с подписью «Энн», а девушка разберется с тем, чего она на самом деле хочет от жизни.

«Перед полуночью» (2013, реж. Ричард Линклейтер)

Американский режиссер Ричард Линклейтер в некоторых своих фильмах (в том числе, в «Отрочестве») передает течение времени и изменения в жизни персонажей, снимая героев через несколько лет после знакомства зрителей с ними. Джесси (Итан Хоук) и Селин (Жюли Делпьпи) встретились в «Перед рассветом» в Вене, в «Перед закатом» судьба снова свела их вместе, в Париже и через 9 лет, а «Перед полуночью» завершает их историю. Между первым и последним фильмом трилогии прошло 18 лет, и режиссер не боится показать старение героев. Все три фильма можно смотреть подряд, а можно по отдельности, потому что Линклейтер каждый раз застает персонажей в начале следующей главы их судьбы. В «Перед полуночью» Джесси и Селин, давно уже не пылкие юнцы, живут вместе, воспитывают дочерей-близняшек и переживают кризис отношений на греческом курорте. Линклейтер задается вопросом: а возможны ли вообще чувства, когда вы знаете друг друга 18 лет? Ведь за эти годы произошло много трагедий, которые лишили вас возможности смотреть на мир через розовые очки. И Линклейтер, и его полноценные соавторы Дельпи и Хоук отвечают спокойно и слегка отрешённо. Получается этакая оптимистичная восточная мудрость.

«Мой король» (2015, реж. Майвенн)

Классическая для французского кино мелодрама, напоминающая американские горки: любовь, страсть, скандалы, разводы, секс, измены и буря эмоций. Режиссер фильма Майвенн создает убедительные и глубокие образы главных героев, но в то же время и демонстрирует, как многие их решения были приняты на эмоциях, необдуманно. Они все время куда-то спешили, словно пытались остановить время. В этом и заключается горькая проза жизни. Уставшая от будничных забот и не очень-то счастливая женщина Тони (Эмманюэль Берко) приезжает на альпийский горнолыжный курорт, где на крутом склоне рвет связки колена. Впереди несколько мучительных недель восстановления в ближайшем госпитале. Похожие один на другой дни в палате заставляют Тони вспомнить самый яркий роман из прошлого. Десять лет с обаятельным, харизматичным и совершенно непредсказуемым Джорджио (Венсан Кассель) были какими угодными, но только не серыми. Они любили, а потом ненавидели друг друга, слезы радости сменялись слезами ярости.