Дневник мамы, которая разрешила сыну делать все что хочет
Фото
PhotoAlto/Ale Ventura / Brand X Pictures / Getty Images

Мой второклассник действительно живет по режиму: отбой в одно и то же время (в выходные поблажка — плюс полчаса), домашнее задание не позднее 7 часов вечера и так далее. Но мне казалось, что у него довольно лояльное расписание.

И тут мне стало интересно: каким же он сам видит свой идеальный день? Я решилась на эксперимент: неделю не буду напоминать ребенку ни о каких делах и разрешу ему делать все, что сам считает нужным. Сын, конечно, обрадовался. Единственное ограничение, которое я поставила: школу можно пропустить один раз за время эксперимента. 

Ну, поехали.

ПОНЕДЕЛЬНИК

Встаем по будильнику. На завтрак попросил бутерброд с колбасой. Дала даже два. Умылся, почистил зубы — все это без напоминаний. Гордо косил глазом: мол, видишь, я не такой безответственный, как ты всегда говоришь. 

После школы закрылся у себя в комнате: судя по звукам, включил одновременно и приставку, и какие-то свои дикие каналы на планшете. В обычной жизни я не разрешаю такую какофонию. Но сейчас молчу. Я кремень.

Время обеда давно прошло, секций сегодня никаких. Дверь в комнату за все время открывалась дважды — мальчик ходил попить и в туалет. Окей, не просишь есть — и не надо. 

К папиному приходу ребенок все же оторвался от гаджетов. Минут на десять — доложить, что в школе все хорошо. Потом снова скрылся за дверью детской. Выскочил оттуда с дикими глазами в половине девятого вечера: «Мам, я ж не ел сегодня днем! Покорми меня, пожалуйста».

Поел и обратно — шмыг. Не вытерпела. «Спать, — спрашиваю, — не хочешь?» «Не, мам, еще поиграю».

В 11 все же отлип от телевизора, почистил зубы, принял душ и пошел спать.

Дневник мамы, которая разрешила сыну делать все что хочет
Фото
shaunl / E+ / Getty Images

ВТОРНИК

Встал с трудом. Еще бы, так поздно он ложиться не привык. А подъем в обычное время. Проглотил завтрак и ушел в школу.

Вышел после учебы: глаза в пол, улыбки как не бывало. Да и чему радоваться — уроки-то вчера не сделал. Даже и не вспомнил про них. А учительница вспомнила. Двойку на первый раз не поставила, раньше же за парнем такого не водилось, мама не позволяла.

Ну а тем временем нам пора на секцию. К счастью, туда ходит с удовольствием и посягательством на свободу эти занятия не считает. 

Дома снова схватился за приставку. Минут через 20 выглянул: «Мам, обед скоро?»

Пообедал, побежал обратно. «Не забудь, пожалуйста, позвать меня на ужин».

«Следи, — говорю, — за временем. Ты знаешь, во сколько ужинаем».

Дальше в точности повторился вчерашний день. За исключением того, что за столом он сидел вовремя без напоминаний.

СРЕДА

«Сегодня не пойду в школу».

Отвернулся и спит дальше. Что ж, тут без сюрпризов. Уроки-то вчера опять не сделал. Воспользовался возможностью отменить ожидаемый позор. 

Проснулся часов в 10 в отличном настроении. Конечно, школу же прогулял. Но придется веселье подпортить. Напомнила, что учительница требует выполнять классную работу за пропущенные дни. Да, у нас эксперимент, я заставлять не буду. Но завтра все же на занятия, а педагог в наших договоренностях не участвует.

Промолчал. После завтрака пришел с учебниками: помоги разобрать пропущенное. Сделали уроки, ура! 

Тем временем на улице пошел снег. В этом году настоящая редкость. Надо ловить, пока не растаял. Сын обрадовался. «Сейчас, — говорит, — немножко поиграю, и пойдем гулять».

Очнулся часа через четыре. Ну, мил человек, извини. Закончился твой снег. Уже дождь.

Дождь был и в квартире. Мальчик рыдал так, что я думала, затопит соседей. Ушел обратно в комнату, демонстративно выключил телевизор, убрал планшет, взял книжку. Читал до обеда, за обедом, после обеда…

Потом позвал меня смотреть вместе кино. Окей, я не против. Но через час. Сначала мне нужно закончить работу.

«Позови меня, когда освободишься!»

После фильма опять взялся за приставку, играл до ужина. Но уже без прежнего энтузиазма. После ужина вспомнил: английский не сделан! А завтра репетитор. 

Лег спать опять поздно, делал английский.

Дневник мамы, которая разрешила сыну делать все что хочет
Фото
Imgorthand / E+ / Getty Images

ЧЕТВЕРГ

Пришел из школы счастливый: не зря уроки делал. Пятерки по русскому и по английскому. На энтузиазме сразу сделал задание на завтра. Неужто взрослеет?

А, нет. Показалось. После уроков опять прилип к приставке. Решила не напоминать про тренировку. Разумеется, сам не вспомнил.

«Мам, сегодня же четверг?»

«Да».

«А секция?!»

«Тебе было некогда, я не отвлекала».

Да, пообедать он тоже опять «забыл». Опять рыдал, но уже меньше. А смысл плакать? Сам виноват. В 9 вечера без напоминаний отправился в душ. Через полчаса уже лежал в кровати. Буркнул: «Выспаться хочу, всю неделю сонный хожу».

Да, малыш, это взрослая жизнь. Добро пожаловать.

ПЯТНИЦА

После школы — студия, потом домой. Впереди выходные. Мне интересно, увидим ли мы с мужем за два дня сына хотя бы час в общей сложности?

Но сначала пятничный вечер. Обычно у нас это семейное время — наш папа приходит с работы раньше обычного, и мы либо смотрим фильм, либо играем в настольные игры.

В этот раз ребенок решил схитрить и предложил папе «погонять в приставку». Отличный ход, сынок. И любимый гаджет из рук можно не выпускать, и вроде как вечер с семьей. Только где маме место при таком раскладе? Окей, сегодня промолчу, пусть играют. Ушла читать книгу.

СУББОТА

Одиннадцать часов утра — из детской комнаты ни слуху, ни духу. Мы уже давно позавтракали, занимаемся своими делами. 

«Мам, можно бутерброд?» — голова высунулась и спряталась обратно. 

«Он что, там до сих пор играет?» — поинтересовался супруг.

«Понятия не имею». 

В комнату к нему не захожу принципиально. Соскучится по родителям — выйдет сам. На душе, конечно, кошки скребут, но держусь. Через час пришел довольный, сияющий. Игру прошел полностью: «Мам, чем теперь мне заняться?!»

Я так и села: «А что, приставка больше не котируется?»

Надоело… И приставка надоела, и планшет, и каналы… Я вот только игру хотел пройти полностью. Ну и прошел. Теперь делать нечего. 

Аллилуйя! Дождалась! Только теперь у нас нарисовалась другая проблема. Ребенок так привык к электронным помощникам, что совершенно разучился развлекать себя сам. Пришлось напомнить, что у него два шкафа книг, столько же — игрушек, которые он уже несколько месяцев не брал в руки. Три коробки «Лего», а также возможность смотреть кино и мультфильмы. И даже вместе с родителями. 

Дневник мамы, которая разрешила сыну делать все что хочет
Фото
Geber86 / E+ / Getty Images

Вторую половину субботы ребенок от нас с мужем практически не отлипал. Звал играть с ним, прибегал, чтобы прочитать смешные цитаты из книг, сам выбрал кино для семейного просмотра. Помог с уборкой. Время от времени подбегал к окну, чтобы посмотреть на погоду.

«Пап, возьми меня завтра с собой на рыбалку», — засыпающим голосом. И выключился. Даже раньше времени. Устал с непривычки, делами-то заниматься. 

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Пришел к нам в кровать в 7:30 утра. Родители, мол, вставайте, я выспался. Да, вот тут гаджеты были полезны. По крайней мере, можно было поспать, а ребенок сам себя развлечет. Но вот парадокс: именно сегодня они ему не нужны. 

Что мы успели сделать за воскресенье, конспективно.

- Погулять (и немного порыбачить с папой). 

- Приготовить вместе обед и ужин.

- Поиграть в «Монополию».

- Сделать уроки.

- 30 раз поныть, что скучно и нечего делать.

- Прочитать две книги.

- Перебрать игрушки.

За один день мы провели вместе больше времени, чем за всю неделю. Перед сном сын признался: ему понравился эксперимент. А я начала делать выводы. И вот какие.

1. Границы в этом возрасте все еще необходимы. У младшего школьника пока еще нет четкого понимания, что можно, что нельзя. Нет чувства времени и контроля за ним. Они не могут самостоятельно справиться со своими желаниями и эмоциями, так что тут мы, взрослые, должны прийти на помощь, даже если она и кажется тиранией. 

2. Я проверила свою теорию: Образно говоря, если ребенку разрешать есть сладкого сколько и когда он захочет, ему это дело быстро надоест, и он сам попросит мяса или супа. Так и здесь за пять дней сын так «переел» гаджетов, что его потянуло на полезные вещи. 

3. Ну и последнее: я поняла, что он не такая беспомощная ромашка, как мне казалось. Пару раз остался без обеда и сам стал контролировать время, когда пора есть. Так что считаю, что от эксперимента вышла польза. 

А вы ставили с детьми такие эксперименты?