Проклятие крепостных балерин: как жили артистки русского театра в XIX веке — это было похоже на ад
Константин Сомов
Фото
Legion Media

Что мы знаем о жизни девушек-танцовщиц в крепостном русском театре? Практически ничего, подумаете вы. И будете неправы! Стоит лишь вспомнить любимую многими сказку А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Никто из нас, читая ее в детстве, не догадывался, что страшный Карабас-Барабас списан с реально существовавших в 19 веке графов, а несчастная Мальвина — с крепостных балерин. Так же, как сказочный злодей издевался над куклой и заставлял играть, знатные господа взращивали из обычных девочек танцовщиц и актрис для своих театров, вынуждая их работать в жесточайших условиях (читайте также: Мышьяк вместо хайлайтера: жуткие бьюти-ритуалы XIX века).

Набирали юных девушек из обычных крестьянских семей, ориентируясь на миловидную или интересную внешность. Не требовалось, чтобы они обладали особыми умениями, ведь считалось, что талант можно привить. Если девочка нравилась графу, то родители с радостью отдавали ее. Такая участь была престижной для девочки, однако за благородной идеей скрывались порка розгами и сексуальное насилие.

Проклятие крепостных балерин: как жили артистки русского театра в XIX веке — это было похоже на ад
Орест Кипренский. Портрет русской балерины Екатерина Телешовой, 1828 год
Фото
Legion Media

Молодые балерины жили в плохо отапливаемых темных помещениях вместе с другими артистами театра. Есть им давали немного — достаточно, чтобы они не валились с ног на сцене. На контрасте с их нищенскими жилищами особенно выделялся сам театр, украшенный мрамором и золотом.

Проклятие крепостных балерин: как жили артистки русского театра в XIX веке — это было похоже на ад
Константин Сомов. Театральная сцена
Фото
Legion Media

За ошибки во время выступления или плохую актерскую игру девушек ждали побои в антракте, а порой и прямо на сцене. Избиения были неотъемлемой частью взращивания артиста в то время, неважно, будь это мускулистый акробат или хрупкая балерина.

Когда наступало лето, менялся и вид деятельности для работников крепостного театра. Они приступали к барщине — тяжелому физическому труду на земле своего хозяина. Танцовщицам и актрисам нужно было наравне с другими крестьянами пытаться прокормить себя и близких, а также пахать для барина.

Проклятие крепостных балерин: как жили артистки русского театра в XIX веке — это было похоже на ад
Петр Ефимович Заболотский. «После жатвы», 1822 год
Фото
Legion Media

Конечно, в коллективе крепостных артистов создавались любящие семьи и рождались дети, но тогда появлялись и новые проблемы, связанные с господским произволом. Например, на праздниках владельцы театров любили выставлять балерин полуголыми в саду, чтобы они изображали нимф для гостей. Заканчивалось это неизбежно домогательствами, которым девушки не могли сопротивляться. Также часто богатые хозяева создавали гарем из актрис и танцовщиц для себя и гостей. Многие из этих девушек были замужними, поэтому по возвращению в дом их ждали побои от мужа «за блуд».

Проклятие крепостных балерин: как жили артистки русского театра в XIX веке — это было похоже на ад
Константин Сомов. Русский балет
Фото
Legion Media

Самая несчастная участь преследовала наиболее талантливых и красивых артистов, потому что их лишали права построить семью. Барины скрещивали их между собой, чтобы получить еще более способных детей. Неизвестно, насколько эффективным был такой способ, но счастливыми такие пары однозначно не были (читайте также: 10 причин, почему вам точно не захочется жить в XIX веке — вы будете в ужасе от нравов этого времени).

Происходивший ужас не был тайной для других крестьян, не причастных к театру. Конечно, люди понимали, что это неправильно, но ничего не могли поделать против воли хозяев.

Однако были и те, кто не боялся хотя бы высказаться публично о жестокой доле крепостных балерин. Например, священник Александр Розанов, живший в 19 веке, написал в одной из своих заметок для журнала «Русская старина»: «…как шарманщики палками и хлыстами заставляют плясать собак, так помещики <…> розгами и кнутьями заставляли смеяться и плясать людей».