Все мы родом из детства. И часто нас учат быть добрыми, щедрыми, даже иногда самоотверженными. Во взрослом возрасте это нередко настигает нас в виде негативных последствий, потому что детей надо учить не только делиться, но и уметь постоять за себя. Своим мнением на эту тему делится Никита Серовски — блогер, предприниматель, инвестор, спортсмен и основатель бренда SEROVSKI Brand.

Никита Серовски
Карьера, бизнес

Блогер, предприниматель, инвестор, спортсмен и основатель бренда SEROVSKI Brand

Взваливание на себя чужой работы — одна из самых частых проблем сотрудников, у которых нет крепкого внутреннего стержня. Такие дружелюбные ребята всегда идут навстречу и из-за этого все время забывают о себе.

В дружелюбности нет ничего плохо, но когда человек выполняет не только свою работу, это чревато большими энергозатратами и впоследствии может привести к выгоранию. Можно единоразово выручать товарищей, коллег, но не давайте слабину, иначе в дальнейшем вам просто сядут на шею, рассчитывая на то, что если получилось один раз, получится и во второй.

Обычно люди делятся на две категории: тех, кто выполняет свою работу по справедливости, и тех, кто любит ходить по головам и ничего не знает о честности. Первая группа часто оказывается уязвимой, если речь идет о взваливании на себя чужих обязанностей.

коллектив, карьера, как научиться отказывать
Фото
Getty Images/iStockphoto

Как перестать брать на себя чужую работу

В первую очередь, следуйте установленным в компании правилам. В своей работе вы должны руководствоваться регламентом предприятия и выполнять только ту работу, которая прописана в ваших должностных обязанностях.

Опираясь на эти данные, вы сможете спокойно отказывать, когда вас в очередной раз попросят поработать сверхурочно, либо предложат выполнить чужие задачи. Не соглашайтесь, даже если человек вам максимально симпатичен или занимает вышестоящую должность.

как не брать на себя чужую работу, как научиться отказывать
Фото
Maskot/ Maskot/ Getty Images

В отказах нет ничего страшного, вы просто соблюдаете регламент компании. Это можно сравнить с походом в магазин. Представьте, что вы оплачиваете покупки, а сдачу продавец вас просит оставить ему. Вы стесняетесь, теряетесь от неожиданной просьбы и оставляете деньги. А потом выходите из магазина, туман неожиданности рассеивается, вы начинаете соображать и жалеете о том, что не забрали свою сдачу.

Вот поэтому нужно развивать в себе внутренний стержень, который позволит вам говорить «нет» в подобных ситуациях. Это не так просто для многих, особенно для тех, кто привык избегать конфликтных ситуаций и пытается всем угодить. Опять же, никто не отменяет взаимовыручку. Но если чужие обязанности и просьбы негативно влияют на ваш рабочий процесс, надо уметь отказывать.

Второй принцип, который поможет научиться отстаивать свои границы — убеждение, что любая работа должна быть оплачена. Если у вас есть время и вы можете взять на себя чужую задачу, просите оплату. То есть без стеснения спрашивайте у человека, какое будет вознаграждение за выполненную работу.

Такая просьба может повлечь за собой два вида реакции: либо коллега согласится, и вы заработаете дополнительные деньги, либо он сделает выводы и больше не будет приставать. Согласитесь, оба варианта в данном случае для вас удачны. Уважайте себя и цените свое время, и тогда никто не сможет навязать вам что-то против вашей воли.