Сплоченная команда, высокий уровень корпоративной культуры, взаимное уважение среди коллег — залог успеха компании и каждого отдельного сотрудника. Но бывает так, что атмосфера перестает быть здоровой, и одно из повседневных проявлений проблемы — токсичные высказывания.

О том, как отслеживать и пресекать некорректное поведение в рабочем пространстве, WDay.ru рассказала Кристина Софи — эксперт по созданию продающего прогрева и масштабированию бизнеса, блогер.

Фразы, которые не стоит оставлять без внимания

Составлять список запрещенных высказываний — неверный подход к вопросу, ведь проблема не в словах, а в том, что за ними стоит. Одни и те же фразы, произнесенные в различных обстоятельствах, могут считаться некорректными или быть совершенно безобидными. 

По каким критериям определяется токсичность высказывания? Все очень просто: фразы, нацеленные на манипулирование окружающими людьми, вредоносны.

5 примеров манипулятивных высказываний 

«Ну, извините, что я у вас не такой умный/такая умная»

Посыл может быть облечен в иную формулировку, но суть одна: у сотрудника что-то не получается, и вместо того, чтобы признать неудачу и попросить о помощи, он произносит подобную фразу. Демонстративное самоуничижение призвано спровоцировать у окружающих чувство вины за адекватные претензии. 

«Вы только не обижайтесь, но…»

Обычно после этих слов произносится что-нибудь неприятное. Такое вступление — попытка отнять у собеседника право на естественную реакцию, а заодно на оспаривание сказанного.

«Мне некогда»

Заявление обесценивает проблему, с которой обращаются к говорящему. Время — ценный ресурс, но сообщать о его дефиците нужно конкретными словами, например: «У меня есть ровно минута».

«Он/а хотел/а сказать, что…»

Кроме принижения коммуникационных навыков сотрудника такие вступления чреваты искажением слов, произнесенных другим человеком.

«Я знал/говорил, что получится так»

Человек, склонный к подобным высказыванием, самоутверждается, усугубляя негативные эмоции окружающих.

Фото №1 - 5 токсичных фраз, которые можно услышать на работе
Фото
Getty Images

Как реагировать на токсичные фразы

Нужно учитывать, что мало кто из людей осознанно манипулирует окружающими. Чаще всего человек, высказывания которого вы находите токсичными, действует по привычному сценарию, не задумываясь об этической стороне вопроса. Модель поведения перенимается у родителей, у ближайшего окружения — и, увы, не всегда подвергается внутреннему анализу, критике. Чаще всего она просто не отслеживается.

Кристина Софи

Эксперт по созданию продающего прогрева и масштабированию бизнеса, блогер

www.instagram.com/kristina_sofi_

Коллеге, чье поведение не корректно, нужно четко указать на то, как его манера высказываться воспринимается со стороны. И предложить выбор: прекратить манипуляции в рамках вашего инфополя или покинуть команду. Если человек готов скорректировать стиль общения — замечательно, если нет, то самый разумный подход — свести коммуникации с ним к минимуму или вовсе прекратить. 

Выстраивание экологичной коммуникации на работе 

В идеальном рабочем пространстве нет места:

  • манипуляциям;

  • психологии жертвы;

  • навязыванию чувства вины;

  • перекидывания ответственности и задач. 

Каждый приходит в команду с определенной целью и действует как взрослый человек, то есть проявляет интеллектуальную и эмоциональную зрелость. 

Политика компании в отношении общения между сотрудниками должна быть продуманной и экологичной. И, что немаловажно, без перегибов. Hе повышать голос и не использовать обсценную лексику — адекватное правило. Hо если по факту оно оказывается запретом на проявление эмоций, это может довести коллектив до нервного тика и пассивной агрессии, которая зачастую и выражается в токсичных высказываниях. 

В первую очередь экологичная атмосфера — та, в которой комфортно всем сотрудникам, в которой очень разные люди способны коммуницировать и эффективно выполнять поставленные задачи в течение длительного времени. Путь к созданию здорового рабочего пространства — это открытый диалог между сотрудниками и начальством.

Фото №2 - 5 токсичных фраз, которые можно услышать на работе
Фото
Getty Images

Профессиональное поведение в соцсетях 

Если Instagram и другие соцсети — ваше рабочее пространство, то первый и основополагающий закон — игнорировать хейтеров. Никогда не отвечайте им агрессией, поучениями или иронией: это ставит вас на один уровень. Вежливый диалог — тоже не вариант. Каким бы самообладанием вы ни отличались, какие бы аргументы ни приводили, все ответы будут использованы против вас. Если вы — не социолог, изучающий психологию хейтеров, то любое общение с ними — пустая трата времени и энергии. 

Существует мнение, что отрицательный пиар — тоже метод раскрутки. Это не так: недоброжелатели повышают уровень активности на страницах, но в данном случае количество никогда не переходит в качество.

Где бы вы ни работали, нужно отслеживать и пресекать манипулятивное и токсичное поведение. Экологичность коммуникаций — необходимое условия для успеха в любой профессиональной области.