Тайна двух дам: самый загадочный английский портрет, который продали за рекордную цену
Фото
Legion Media

Мало что можно сказать об этом произведении в историческом контексте: личность автора, как и натурщиц, остается загадкой. Доподлинно известно, что это английский портрет, относящийся к 17 веку. Уже на этом этапе возникает вопрос о необычном сюжете полотна. Художник принадлежит, по всей видимости, к английской школе того времени, и это еще больше усложняет понимание смысла — подобных интерпретаций живописи не наблюдалось ранее.

Ставки выросли

И все-таки картина изначально имела внушительную ценность, поскольку дошла до наших времен и хранилась у шестого лорда Кеньона вплоть до 2019 года. Дальнейшая судьба «двух дам» была решена на аукционе. Эта картина напоминала очередное произведение живописи, походившее на те, что можно было встретить в старинных поместьях аристократов. Она представляла собой хост размером 75 на 64 сантиметра с аллегорическим изображением двух дам. Первоначальная оценка произведения искусства не превышала 5000 фунтов стерлингов, но вскоре счет пошел уже на сотни тысяч.

Картина стала вызывать немало вопросов, а искусствоведы вскоре заговорили об особенном значении этого полотна для европейской и мировой культуры. Окончательная стоимость лота составила 220 000 фунтов, и, заплатив рекордную сумму, покупатель даже не смог вывезти портрет за границу. Все дело в том, что власти не могли согласовать разрешение на экспорт: специальная комиссия пришла к тому, что картина уникальна и имеет слишком большое значение для английской культуры.

Тайна двух дам: самый загадочный английский портрет, который продали за рекордную цену
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Вопросы без ответа

В чем кроется причина всеобщего ажиотажа вокруг этого творения? На картине изображены чернокожая и белая женщины как равные. Вопреки реалиям того времени, они стоят рядом, одетые в похожие платья и украшения. Кем были эти две женщины и существовали ли они в реальности — неизвестно. Возможно, несовместимые на одном холсте образы стали воплощением фантазий художника (читайте также: Ожидание и реальность: как героини известных картин выглядели на самом деле).

Главный вопрос, возникающий при взгляде на полотно, — расовый. Картина датируется 1650 годом, но в Англии 17-го века статус чернокожих в большинстве случаев оставался на уровне бесплатной рабочей силы. Однако случаи бывали разные: некоторые африканцы начинали свое дело, становились свободными и даже обеспеченными людьми. И все-таки ни о каком равенстве речи быть не могло.

Суеверия о «библейском проклятии» чернокожих так и не покидали Англию, но домашние слуги временами все же появлялись на картинах. Правда, их образы лишь дополняли центр сюжета — белых персонажей. Учитывая этот факт, исследователям все труднее найти разгадку изображения двух дам в столь нетипичных условиях.

Тайна двух дам: самый загадочный английский портрет, который продали за рекордную цену
Энтони Ван Дейк. Маркиза Елена Гримальди Каттанео. 1623 год
Фото
Legion Media

Нравоучение как форма искусства

Привлекает внимание и надпись в верхней части портрета, над фигурами женщин: «Я черным на белом запятнаю тебя, белым на черном; это зло происходит из твоего гордого сердца, так бери ее, Дьявол».

Именно с ней связана еще одна особенность портрета — декоративные отметины на лицах женщин. По-видимому, речь идет об использовании макияжа и мушек — кусочков ткани разной формы, использовавшихся для сокрытия недостатков кожи (читайте также: Мышьяк вместо хайлайтера: жуткие бьюти-ритуалы XIX века). Все эти ухищрения хотя и были в моде, но воспринимались частью общества как символ распущенности.

Назидательный тон надписи предполагал, что зрители проникнутся пуританскими идеалами и наконец-то поймут, что любая попытка изменить свою внешность является аморальной. Такое толкование, по крайней мере, дают эксперты. И на сегодняшний день нас больше увлекает как историческая концепция произведения, так и расовый вопрос. Уже в 2024 году у ценителей искусства появится возможность увидеть этот портрет вблизи и попытаться найти разгадку.