Музыкальное видео — это прежде всего новый способ представить артиста и его творчество. Один из самых известных клипмейкеров в России Ирина Миронова поделилась с Wday.ru эксклюзивными подробностями съемок. В ее клипах знаменитости нередко экспериментировали и меняли образ.

Ирина Миронова

Клипмейкер, режиссер, продюсер.

www.instagram.com/irinamironovamain/

Алла Пугачева и Максим Галкин — «Будь или не будь» (2001)

Примадонна российской эстрады не изменяла своему образу даже на «Евровидении». За многие годы уже выработался некий канон жанра — певице не нужны были никакие надуманные фишки в кадре. Достаточно было просто быть собой, с присущей ей гордостью и аристократическим достоинством.

Алла Пугачева фото
Фото
Legion Media

Но в 2001 году в клипе на песню «Будь или не будь» режиссер Ирина Миронова предложила радикальное решение. Помимо острого сюжета о разборках мафии было предложено и ноу-хау в плане образа Пугачевой — черное каре и красное кимоно. Тут еще и отсылка к «Криминальному чтиву», постмодернистскому шедевру Квентина Тарантино.

Новый образ Аллы Пугачевой соответствовал ее мировосприятию и душевному состоянию на тот момент. На внешности отразилось дыхание «второй юности», игривое настроение влюбленности и в какой-то мере самоирония и взгляд со стороны.

Алла Борисовна настаивала на том, что в клипе она и Максим должны быть на равных. Никакого заискивания и перевеса в ее сторону. Ну и, конечно, Пугачева хотела отойти от привычного образа и предстать такой, какой ее еще никто не видел. Считается, что клип положил начало отношениям знаменитой пары.

Кристина Орбакайте — «Перелетная птица» (2003)

К 2003 году Кристина Орбакайте уже обрела популярность, но требовалось обновить и освежить образ.

В клипе «Перелетная птица» в ход пошла тяжелая артиллерия режиссерского креатива. Пересмотру подверглась не просто одна деталь, а весь образ артистки. Юная леди, блондинка — вроде бы очевидно напрашивается стиль романтики или гламура.

Кристина Орбакайте фото
Фото
Legion Media

Но клипмейкер провернула ход конем, объединив элементы стиля аниме и техники классической и современной живописи. Были применены чудеса цветокоррекции: глаза Кристины Орбакайте в клипе «Перелетная птица» стали чернильно-лазурными.

И ко всему этому Ирина Миронова добавила щепотку драмы. В клипе снялся на тот момент уже бывший муж Кристины Владимир Пресняков. В успех затеи Кристина Орбакайте поверила не сразу и поначалу относилась скептически. Но в итоге певица признала задумку успешной, увидев, как сильно видео полюбилось зрителям.

Образ Орбакайте стал художественным средством — метафорой преображения артистки.

«На Кристине были парик с геометрической стрижкой и специально сшитое платье в виде кляксы, которое по замыслу должно проступить каплей на новом белом листе ее жизни. В этой артистке всегда была энергия очень взрослой мудрой женщины, которая пережила 1000 жизней, наверное. И это очень отличает ее от мамы, Аллы Пугачевой. При всем том, что Алла очень умная и мудрая, своей непосредственностью она может затмить любого ребенка. Кристина же искренний и открытый человек, ее энергия совершенно не в „детскости“. Мне она всегда казалось старше, чем есть на самом деле. Ее сдержанность и элегантность прекрасны. И еще в ней очень много нежности!» — рассказывает Ирина Миронова.

Кристина Орбакайте фото
Фото
Личный архив Ирины Мироновой

МакSим — «Знаешь ли ты» (2006)

Ирина Миронова работала с разными артистами: от «женщины, которая поет» до «юной девушки, которая поет» — МакSим. «Трудный возраст, смятая постель», — лейтмотив творчества юной певицы в нулевые. Эти слова в буквальном смысле перенеслись в визуальную эстетику культового клипа «Знаешь ли ты».

В клипе режиссер создала образ своей девчонки — соседки по общаге, которая вот-вот вышла из душа, сушит голову феном и мечтает о чем-то своем, девичьем, собираясь в универ. Никакой вычурности — и все это в эпоху тотального китча. Такой визуальный ряд отлично ложился на искреннюю лирику МакSим, ставшую ее суперсилой.

Максим фото
Фото
кадры из клипов

Ирина Миронова подчеркнула органику певицы за счет ностальгического черно-белого визуального ряда и домашней расслабленной одежды. Это было острой оппозицией эпохе гламура и при этом попаданием в сердце аудитории. Клип стал порталом в юношескую романтику, символом грез и невинности, а образ МакSим в худи и с феном навсегда укоренился в сознании слушателей.

Спустя годы режиссер отзывалась об этой работе как об одной из самых приятных в своей карьере.

Диана Арбенина — «Этонемне» (2015)

Темные волосы, стрижка под мальчика, образ сильной женщины-рокерши с налетом маскулинности — личный бренд Дианы Арбениной. По крайней мере, такой мы знали певицу до клипа на песню «Этонемне». Видеоролик наделал немало шума, ведь Диана Арбенина специально для съемок перекрасилась в блондинку.

«Казалось бы, где связь между клипом и чисто женским решением? Но песня именно о женственности, которую я ей „назначила“, надев платье и уговорив перекраситься», — поделилась Ирина Миронова своим замыслом.

Диана Арбенина фото
Фото
Legion Media
Диана Арбенина фото
Фото
Legion Media

Несмотря на то что запрос на «вертикальный скачок» исходил от Дианы Арбениной, поначалу она сопротивлялась переменам. Как будто стеснялась или не хотела демонстрировать новый образ.

После съемок она надевала шапочку и появлялась со светлыми волосами лишь на съемочной площадке. Та самая «зона комфорта», из которой певица не хотела выходить.

Диана Арбенина фото
Фото
кадр из клипа
Диана Арбенина фото
Фото
кадр из клипа

И, кстати, это далеко не все метаморфозы, которые претерпела внешность исполнительницы. В цветной версии клипа было отчетливо видно, что цвет глаз певицы изменен — они вдруг стали зеленоватыми, с немного дьявольским оттенком. Режиссер отмечала, что зрачки раскрашивали вручную в каждом кадре. Но артистка выбрала черно-белый вариант клипа как финальный. Теперь эффект цветных линз можно увидеть только на бэкстейдж-видео со съемок, которое легко найти в YouTube.

К слову, если сейчас Диана Арбенина вновь станет темненькой, нам опять станет не по себе. Настолько органичным стал для нее образ, созданный с подачи клипмейкера.