– «Авторская песня» зародилась в эпоху оттепели в середине 50-х годов, — рассказывает историк Станис Лавис. — Именно в это время расцветает эстрадная поэзия, проходит Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Авторы песен выдвигаются на первый план благодаря всесоюзным концертам. Также в Европе проводятся масштабные музыкальные мероприятия. Например, фестиваль итальянской песни в Сан-Ремо — в 1951 году, «Евровидение» — в 1956-м. В 1960-е появляются «Золотой Орфей» в Болгарии, «Сопот» в Польше и др. Так, в СССР было принято решение создать свой праздник музыки.

В итоге в 1971-м на экраны выходит «Песня года». Ее создателями были редактор Главной редакции музыкальных программ Центрального телевидения (ЦТ) Нина Григорьянц, режиссеры Виктор Черкасов и Виктор Мееровский, дирижер Эстрадно-симфонического оркестра ЦТ Юрий Силантьев. По правилам телезрители в течение года присылали письма, в которых указывали по три лучшие песни. В финал выходили те композиции, за которые было отдано больше всего голосов. Сами артисты становились лауреатами фестиваля и получали дипломы. Кстати, первые два года им вручали сувениры в виде рояля или гармошки (если песня в народном стиле). Затем — блокноты с символикой конкурса для записи стихов.

Песня года история фестиваля
Фото
Стоп-кадр из программы «Песня года 1971»

Нельзя не отметить, что режиссеры изначально на место ведущей рассматривали молодую Ангелину Вовк. Однако в это время председателем Гостелерадио назначили Сергея Лапина, который все же настоял на опытных дикторах — Анне Шиловой и Игоре Кириллове (вели в 1971–1975). Затем на смену им на три года пришли Светлана Жильцова и Александр Масляков.

– Выбирали дикторов, обладающих артистическими данными, — говорит Светлана Жильцова. — Мастерство заключалось в том, чтобы быстро присвоить текст. То есть зрители должны поверить, что ты тут же придумал то, что говоришь. Тогда создается впечатление живого разговора.

Нужно было уметь красиво двигаться на сцене. Отмечу, сначала своими силами шили себе наряды. Например, знакомая швея мне помогла достать хорошую ткань. Потом по распоряжению начальства ведущих раз в год одевали от фестиваля.

– В течение 12 лет режиссерами конкурса были разные люди, — продолжает Станис Лавис. — В 1988 году на свое место вернулся Виктор Черкасов. Никого больше не рассматривал на роль ведущей, кроме Ангелины Михайловны. К тому моменту у нее за плечами был большой телеопыт. Зрители очень любили Вовк и видели, как она вкладывает всю душу в передачи. В итоге к ней присоединился Евгений Меньшов (были в паре на протяжении 18 лет. — Прим. «Антенны»).

– Женя был артистом театра. Когда он только появился, не мог понять, что надо сразу включаться в разговор, — вспоминает Ангелина Михайловна. — Здесь нельзя месяцами репетировать и потом выходить к зрителю. Прошло совсем немного времени, он освоился и стал с легкостью импровизировать.

– «Песня года» за свое полувековое существование не единожды переживала сложные времена, — делится Лавис. — Первые 20 лет она проводилась в концертной студии «Останкино». В 1992 году ее вообще не выпустили из-за пертурбаций на телевидении. Тогда Ангелина Вовк нашла средства и сумела отстоять программу. В 1993-м (в 1997, 1999–2003 и 2005) конкурс прошел в Кремлевском дворце. С осени 2004 года ежемесячные эфиры показывали по МУЗ ТВ. С 2005-го фестиваль стал выходить только в новогодние праздники. Сначала трансляция шла на НТВ, через год — на телеканале «Россия». Безусловно, «Песня года» не существует в отдельности от происходящего в музыке и на ТВ. Многие ругают мероприятие за отсутствие топовых исполнителей. Мол, хочется разбавить компанию мэтров молодежью. Поэтому в этом году конкурс прошел в два дня. Первый был в традиционном формате. Второй — со звездами «Тик-Тока» и «Инстаграма» (запрещенная в России экстремистская организация). Наверно, это должно было случиться. Свежий ветер необходим в наше время.

Песня года история фестиваля
Фото
Persona Stars

Певица Алена Свиридова вспоминает, что не обошлось и без курьезов на фестивале.

– Стою за кулисами, жду выхода, — говорит артистка. — Вдруг ко мне подбегает мальчик из административного персонала: «Когда споете, подходите к елочке. Там вам вручим приз как автору за лучшую песню». В общем, номер закончился. Стою на сцене, оглядываюсь и ищу эту елочку. Ангелина Михайловна тактично намекает, что пора уходить, так как очередь следующего певца. Я на нее смотрю и в микрофон говорю: «А где елочка?» И вдруг из зала раздается голос: «Дайте, наконец, артистке елочку!» Так получилось, что я ринулась в кулису, где были свалены декорации. Раздался грохот, все повалилось. Зал, почуяв неладное, стал веселиться. Я, испачканная в паутине, вышла на сцену: «Где ваша елочка, в конце концов?» А она, оказывается, была в фойе!

Интересные факты

Рекордсмены-участники фестиваля: 81 песню спела София Ротару, 65 — Лев Лещенко, 35 — Иосиф Кобзон.

Фестиваль вели в разные годы:

1971–1975 — Анна Шилова и Игорь Кириллов, Светлана Жильцова и Александр Масляков, Татьяна Коршилова и Муслим Магомаев, Татьяна Ромашина и Юрий Ковеленов, Татьяна Судец, Элеонора Беляева и Юрий Филинов, Инна Ермилова и Юрий Николаев, Татьяна Веденеева и Михаил Щербаченко, Ангелина Вовк и Евгений Меньшов, Лера Кудрявцева и Сергей Лазарев.